Федерация автовладельцев России (ФАР) выступила против предложения Минфина о корректировке тарифов в ОСАГО в сторону увеличения.
О том, что Минфин внес в правительство законопроект, предусматривающий увеличение страховых сумм в ОСАГО, для реализации чего потребуется повысить тарифы примерно на 50%, журналистам сообщила 2 июня замдиректора Департамента финансовой политики министерства Вера Балакирева. По ее словам, законопроектом предусмотрено увеличение страховых сумм за вред имуществу до 400 000 руб. (сейчас 120 000 руб. одному потерпевшему), за вред жизни и здоровью пострадавших в авариях — до 500 000 руб. (сейчас 160 000 руб.). К вопросу корректировки тарифов министерство намерено подходить осторожно.
Тем не менее уже названные предварительные параметры роста высоки. Сейчас на рассмотрении правительства находится проект о корректировке региональных коэффициентов по ОСАГО. После того как региональные коэффициенты будут скорректированы в соответствии с ним, удорожание среднего полиса ОСАГО, необходимое для увеличения страховых сумм, составит «примерно 25%», заявила В. Балакирева.
С расчетами Минфина не согласны в ФАР. Там считают, что следует не повышать, а снижать стоимость ОСАГО. Проанализировав статистику взносов и выплат по ОСАГО за 2005—2009 гг. и девять месяцев 2010 г., эксперты ФАР пришли к выводу, что за это время страховщики незаконно положили себе в карман более 98 млрд руб. По закону выплаты в ОСАГО должны составлять 80% суммы страховых взносов, 20% — прибыль страховщика. На практике за исследованный период страховщики выплатили 57% объема полученных ими взносов, то есть на 23% меньше положенного. Эти расчеты позволили московскому отделению ФАР назвать на своем официальном сайте ситуацию с ОСАГО узаконенным грабежом. ФАР предлагает снизить тарифы по ОСАГО в среднем на 28%, а тарифы для Москвы — на 32%.
И с расчетами Минфина, и с расчетами ФАР не согласны представители страховых компаний. Понижать тарифы страховщики не хотят. Но и идею о повышении тарифов приветствуют сдержанно. Многие считают, что Минфин идет по пути наименьшего сопротивления вместо того, чтобы совместно со службами надзора навести на рынке порядок.
Как сказали опрошенные «ЭЖ» представители страховых компаний, если на рынке навести порядок, тарифы можно и не повышать. Достаточно откорректировать их по видам транспорта и по регионам — где-то уменьшить, где-то увеличить, чтобы они соответствовали статистике аварий. Кое-где можно и понизить.