Минприроды представило в Минэкономразвития новый вариант проекта постановления «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа». Намеченная четыре года назад Владимиром Путиным цель сократить объемы сжигаемого нефтяниками ПНГ с 50 до 5% к 2012 г. не нашла отражения в документе. Как поясняют в ведомстве, ее можно достичь лишь к 2014 г. Аналитики отрасли подсчитали, что принятие данного постановления позволит нефтяникам получить минимум 180 млн евро из воздуха.
Кризис случился вовремя
В. Путин, будучи президентом, в 2007 г. поручил правительству решить проблему сжигания попутного нефтяного газа, получаемого вместе с нефтью, и повысить к 2012 г. уровень его использования с 50% до среднемирового — 95%. Спустя два года, в течение которых нефтяники, нефтехимики и Минэнерго спорили, чем является ПНГ — сырьем или отходами производства нефти, а Минприроды пыталось согласовать план действий, предусматривавший существенное ужесточение платы за выбросы при сжигании ПНГ и налоговые стимулы для компаний, правительство приняло постановление (от 08.01.2009), призванное стимулировать использование ПНГ. Согласно документу компании к 2012 г. обязаны использовать 95% попутного газа. Основным стимулом к этому должен стать коэффициент 4,5. На него увеличиваются платежи за выбросы загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании ПНГ, превышающего 5%. В 2008 г. Минприроды оценивало ежегодные потери экономики от сжигания ПНГ в 139,2 млрд руб., а упущенную выгоду из-за отсутствия его переработки — в 362 млрд руб. в год (по данным Всемирного банка, 2,3 млрд долл., не считая того, что на долю добывающих компаний, в первую очередь нефтяных, приходится до 28% загрязнения атмосферы).
На реализацию правительственного решения повлиял экономический кризис. Федеральным ведомствам пришлось прислушаться к мнениям нефтяников и отодвинуть сроки выполнения поставленной задачи на 2014 г.
Впрочем, некоторые аналитики отрасли полагают, что многие нефтяные компании и без кризиса не успели бы своевременно достичь поставленных правительством показателей по использованию ПНГ. Так что кризис случился вовремя.
В последнем варианте проекта постановления, опубликованного Минприроды и представленного в Минэкономразвития для оценки регулирующего воздействия, целевой показатель 5% сжигания ПНГ остался, но конкретные сроки, к которым цель привязана, уже не называются. Вместо этого в пояснении Минприроды к документу, призванному заменить постановление от 08.01.2009, указывается запланированный на 2010—2015 гг. объем инвестиций крупнейших нефтяных компаний — около 300 млрд руб. «Такой объем инвестиций позволит снизить показатель сжигания попутного газа по России в целом до 18% к 2012 г. и 5% к 2014 г.»,— утверждают в Минприроды, отмечая, что постановление вступит в силу в 2012 г.
Cкважины поставят на счетчики
Концепция стимулирования ужесточилась. Логика министерства такова: удельные инвестиции для достижения пятипроцентной цели по сжиганию составляют около 4800 руб. за 1000 куб. м, а удельная плата за 1000 куб. м сожженного ПНГ всего 20 руб. В связи с этим для стимулирования инвестиций в проекты полезного использования ПНГ предлагается к нормативам платы ввести дополнительный повышающий коэффициент 100. «Увеличение штрафа заставит нефтяников платить на 70% больше, чем они могут выручить за продажу ПНГ, — говорит Алексей Кокин из „Уралсиба“. — Штрафы за сжигание могут приблизиться к штрафам по антимонопольным делам. Это чувствительно, но не критично».
Избежать применения повышающего коэффициента удастся организациям, интегральный показатель сжигания которых не превышает 5%, а также компаниям, инвестиции которых в проекты по утилизации и использованию ПНГ больше, чем плата за загрязнение. Коэффициент не применяется и к недропользователям, разрабатывающим участки с объемами добычи ПНГ менее 5 млн куб. м в год и содержанием неуглеводородных компонентов свыше 50%. Представители основных нефтяных компаний предпочли не комментировать проект постановления до его вступления в силу. Между тем в ЛУКОЙЛе отметили, что собираются довести утилизацию до 95% «в нужные сроки».
«Увеличение штрафа не коснется только очень мелких месторождений с добычей до 5000 т нефти. А нефтяникам, которые работают на средних месторождениях, это усложнит жизнь», — считает глава ассоциации малых и средних нефтегазовых компаний «Ассонефть» Елена Корзун.
По данным Минприроды, в 2010 г. нефтяники сжигали 24% ПНГ (15,7 млрд куб. м), что в два раза меньше, чем в 2007 г. Добыча нефти вместе с газовым конденсатом за этот период увеличилась на 3%. Впрочем, сколько сжигается попутного газа реально, в Минэнерго не знают. По состоянию на 2011 г. достоверная информация о степени оснащенности факелов счетчиками, а также о качественных характеристиках точности измерительных устройств на всех этапах добычи и использования ПНГ отсутствует, признают в Минприроды. По данным Ростехнадзора, в 2007 г. из 1845 факелов измерительными устройствами были оснащены лишь 52%. В российском представительстве WWF отмечают, что реальный объем сжигания может достигать 50 млрд куб. м, а Ростехнадзор оценивает превышение факта над отчетностью в 20—30%.
Проектом постановления предполагается решить эту проблему с помощью дополнительного коэффициента, который будет увеличивать норматив платы в 1000 раз.
«Это заставит компании установить счетчики, поскольку при таких платежах эксплуатировать месторождения нефти при их отсутствии невыгодно», — уверен глава департамента экономики и финансов МПР Григорий Выгон.
Аналитик Елена Кутепова из KPMG недоумевает, как можно адекватно оценить объем сжигания платы на факелах, не оснащенных измерительными приборами. Она отмечает, что штрафами власть мало чего добьется: «Госрегулирование должно основываться на мерах стимулирования, обеспечения доступа к мощностям и транспортировке, мониторинга и контроля, а также рыночных инструментах, например проектах совместного осуществления Киотского протокола».