Летом все активы и имущество многострадального завода «ИжАвто» из Удмуртии продадут частями на специальных аукционах. Об этом «ЭЖ» сообщили в Объединенной автомобильной группе (ОАГ), в настоящее время управляющей предприятием. В свою очередь она является «дочкой» Сбербанка России — основного кредитора «ИжАвто».
Болевая точка Сбербанка
Три года не утихают споры вокруг Ижевского автомобильного завода (ОАО «ИжАвто»), который со второй половины 2008 г. находится в предбанкротном состоянии. Сначала взять предприятие под крыло собирался АвтоВАЗ, но из‑за кризиса автогигант сам оказался на грани банкротства. Затем заводом вроде бы заинтересовались южнокорейские компании. Позже появлялись другие проекты. Однако все попытки, в том числе усилия федеральных и региональных властей, спасти завод к успеху не привели.
В начале текущего года по иску кредиторов Арбитражный суд Удмуртской Республики ввел на предприятии конкурсное производство и инициировал процесс распродажи активов и имущества банкрота. Главную роль в процессе играет Сбербанк. И это понятно: из 13 млрд руб. кредитного долга завода свыше 9 млрд его.
Арбитражный управляющий «ИжАвто» Михаил Кротов отмечает, что часть автозавода еще 20 мая 2011 г. была продана по конкурсу ОАГ за 220 млн руб. В состав первого лота вошли 39 зданий и сооружений, земельный участок, 2700 единиц различного инвентаря, более 1300 различных станков и инструментов, около 4500 машин и оборудования, девять передаточных устройств и 167 единиц транспортных средств.
В Сбербанке уточнили, что основная площадка «ИжАвто» пока не продавалась. Второй этап аукциона планируется провести в ближайшие два месяца. При этом в банке поясняют, что после аукционов ОАГ будет продана АвтоВАЗу. О том, что автогигант собирается завладеть ОАГ, стало известно в конце 2010 г. «Мы намерены приобрести 100% акций ОАГ в течение следующего года на средства АвтоВАЗа», — заявлял президент холдинга Игорь Комаров. Тогда же был подписан меморандум о намерениях между Сбербанком, ГК «Ростехнологии» и АвтоВАЗом.
«СОК» выжал все соки и испарился
Инициаторами банкротства «ИжАвто» еще в начале прошлого года выступили его тогдашние владельцы и топ-менеджеры. Об этом свидетельствуют материалы Следственного комитета при МВД России, который объявил в розыск руководителей самарской группы «СОК» и бывших руководителей «ИжАвто», подозреваемых в преднамеренном банкротстве автозавода. По сообщениям пресс-службы СК, сейчас по данному делу в розыск объявлены собственник группы «СОК» и основной акционер «ИжАвто» Юрий Качмазов, топ-менеджеры группы Андрей Фролов и Юрий Амелин, а также директор по экономике и финансам ОАО «ИжАвто» Евгений Страхов.
О преднамеренном банкротстве «ИжАвто» еще в 2009 г. заявляли представители Сбербанка России. По их заявлению была организована проверка, которая выявила факт неправомерных действий по выводу активов ОАО «ИжАвто». По ее результатам было возбуждено уголовное дело по ст. 196 Уголовного кодекса РФ (преднамеренное банкротство).
В ходе расследования было установлено, что в 2008—2009 гг. Ю. Качмазов, А. Фролов, Ю. Амелин, а также бывший генеральный директор «ИжАвто» Михаил Добындо и Е. Страхов, «вступив в предварительный сговор, совершили действия по выводу ликвидного имущества (денежные средства, автомобили, акции и доли в уставных капиталах других предприятий) „ИжАвто“ на сумму более 6,7 млрд руб.». В результате этих действий в марте 2010 г. решением Арбитражного суда республики Удмуртия «ИжАвто» признали банкротом. Правда, фигуранты дела, как нередко случается в России, заблаговременно скрылись за границей.
За долги ответит бюджет
Что в итоге? После того как активы и имущество автозавода станут собственностью ОАГ, Сбербанк намерен продать долги и активы обанкротившегося «ИжАвто» госкорпорации «Ростехнологии» и АвтоВАЗу. Таким образом, основная часть долга в размере свыше 9 млрд руб. будет погашена за счет госсубсидий и списана. Владельцем завода станет АвтоВАЗ, но он приобретает «ИжАвто» в интересах своего партнера — альянса Renault-Nissan.
Как поясняют источники, знакомые с деталями сделки, Сбербанк переуступит «Ростехнологиям» большую часть долга «ИжАвто» в размере свыше 5 млрд руб., а те купят у него задолженность «ИжАвто» соответственно за деньги федерального бюджета. Фактически речь идет о погашении долгов «ИжАвто» перед Сбербанком за счет федерального бюджета через счета госкорпорации. Банк же берет на себя обязательство поддержать кредитами инвестпрограмму АвтоВАЗа на «ИжАвто».
Для Renault-Nissan подобная сделка крайне удачна, поясняет аналитик Михаил Пак из ИК «Атон»: «Теперь Renault-Nissan сможет начать сборку коммерческих машин на „ИжАвто“, мощности которого к этому в целом готовы».