Сразу два законопроекта с поправками в Кодекс об административных правонарушениях на этой неделе были внесены по инициативе Правительства РФ на рассмотрение в Госдуму. Некоторые санкции за нарушение валютного законодательства предлагается выделить в самостоятельные составы правонарушений и сделать более дифференцированной ответственность за них.
Законопроекты № 556482-5 и 556576-5
Первым законопроектом планируется внести изменения в ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» КоАП РФ, в частности в ч. 4 закрепить дифференцированный размер санкций за невыполнение резидентами в установленный срок обязанности по получению валютной выручки на банковские счета в уполномоченных банках. Сейчас за подобное правонарушение взыскивается штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Кроме того, предлагается ввести новую санкцию в виде суммы денежных средств, кратной ставке рефинансирования ЦБ РФ от суммы валютной выручки, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленных сроков.
С появлением нового вида санкции изменений потребует и ст. 3.5 КоАП РФ. Ее предполагается дополнить нормой, предусматривающей возможность исчисления административного штрафа как суммы, кратной ставке рефинансирования ЦБ РФ от суммы валютной выручки, поступившей на счета с нарушением сроков.
Штраф по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ будет рассчитываться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.
Правительство полагает, что такие изменения позволят смягчить административную ответственность в отношении резидентов и применять к ним соразмерные санкции в зависимости от степени тяжести правонарушения.
Однако обратим внимание на один момент. Использование союза «и (или)» при перечислении санкций в редакции, предложенной правительством, дает возможность именно чиновникам решать вопрос об их соразмерности за правонарушение. А это уже коррупционная составляющая. В случае принятия законопроекта в таком виде скорее всего увеличится нагрузка на судебную систему, поскольку количество споров о соразмерности санкций наверняка возрастет.
Вторым законопроектом предлагается выделить из ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ самостоятельную часть состава правонарушения, связанного с нарушением сроков представления форм учета и отчетности, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Здесь также предлагается установить дифференцированный подход при определении наказания — в зависимости от продолжительности нарушения.
За опоздание с представлением названных документов и информации на срок до десяти дней будет выноситься предупреждение или взыскиваться штраф с должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., с юридических — от 5000 до 15 000 руб. За опоздание от десяти до 30 дней штраф для должностного лица составит от 2000 до 3000 руб., для юридического — от 20 000 до 30 000 руб. Опоздание на срок 30 дней и более обойдется юридическому лицу в 40 000—50 000 руб., должностному — в 4000—5000 руб.
По мнению правительства, введение дифференциации смягчит ответственность резидентов за незначительные нарушения сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Отметим только, что в настоящий момент за просрочку представления этих документов хотя бы на один день должностные лица уплачивают штраф от 4000 до 5000 руб., компании — от 40 000 до 50 000 руб., то есть по максимуму.