Минфин предлагает дополнительные меры регулирования объемов внешних займов государственных компаний. Поскольку этот вид деятельности последние десять лет был выгоден влиятельным госменеджерам (брали чужие, а отдавали тоже не свои — казенные), сопротивление Минфину будет ожесточенным.
Общий объем иностранных займов российских госкомпаний приблизился к докризисному уровню. В начале 2006 г. внешний долг госбанков и госкомпаний составлял 68,7 млрд долл., к 1 октября 2009 г. — 148,4 млрд, в начале 2010 г. — 128,8 млрд долл., к 1 января 2011 г., по данным ЦБ РФ, около 150 млрд долл. (частного сектора — 290 млрд долл.). Это не может не беспокоить Минфин. Пока речь не идет о координации заемной политики госкомпаний, но проблема может возникнуть, заявил замминистра финансов Сергей Сторчак (цитаты по РИА «Новости»). «Возможность резко вмешаться» нужна на случай возникновения чрезмерных рисков для стабильности всей финансовой системы.
До последнего времени государственные компании должны были информировать Министерство финансов о своих планах иностранных займов добровольно. На прошлой неделе Минфин предложил дополнительную меру: госкомпании стоило бы обязать резервировать часть внешних займов в ЦБ по нулевой ставке.
Это плохая новация для чиновников, давно наловчившихся делать деньги из ничего. То есть брать взаймы где-нибудь за океаном под 5% годовых, класть деньги в свои банки уже под 6% годовых. И можно покупать новые «бентли». В финансовых кулуарах уже шипят про то, что С. Сторчак, похоже, нехорошему научился, когда сидел в СИЗО.
Во время кризиса многие госкомпании столкнулись с проблемой внешней задолженности. Поэтому и идея контроля внешних займов особенно активно обсуждалась после того, как в декабре 2008 г. пришлось спасать активы российских компаний от кредиторов. Обсуждались разные варианты усиления контроля и дестимулирования внешних займов, например налоговые меры.
В недрах Минэкономразвития прохладно отнеслись к предложению Минфина. Решение о займах компания принимает через существующие корпоративные процедуры, влияние государства ограничено присутствием в органах управления. Безусловно, государство должно проводить мониторинг долговой нагрузки на госкомпании, но исключительно через механизмы корпоративного управления. К тому же компании вообще не вправе открывать счета в ЦБ, только банки могут это делать, считают чиновники Минэкономразвития. Руководители Министерства пока воздержались от публичных комментариев.
Независимые эксперты полагают, что более действенной мерой в отношении государственных и частных компаний стало бы создание рынка «длинных» денег и улучшение общего инвестиционного климата. В сложившихся экономических условиях создание искусственных барьеров на пути к «дешевым» деньгам вряд ли будет эффективным. Как бы забывая, что «длинные» деньги в стране просто никому не нужны, все хотят сыграть быстро и выигрыш мгновенно спрятать подальше.