Вселив надежду в сердца участников Второго Всероссийского форума сельских поселений, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин не уточнил только, что есть разумное и какова его, чиновника, мера.
Мордовское село Атемар под Саранском, где состоялся форум, посетил 10 июня премьер-министр Владимир Путин и несколько часов общался с теми, кто во властной вертикали ближе всех к народу.
Слова, вопросы, ответы
Встреча главы правительства с сельскими старостами из 40 регионов страны прошла по обычному формату: вступительное слово, вопросы-ответы и заключительное слово. Премьер честно признал, что «на бумаге самоуправление на селе есть, а доходов, стимулов к развитию территорий подчас нет». Его слова лишь подтвердили правильность выводов, содержащихся во всех публикациях «ЭЖ» на странице «Муниципальный форум». В. Путин также констатировал, что «сельские поселения и муниципальные районы практически полностью зависят от помощи вышестоящих бюджетов». Он привел последнюю статистику: «У 8009 из 18 954 сельских поселений собственные доходы составляют от 10 до 30% доходной части бюджета, у 3150 — менее 10%». С такими ресурсами качественно реализовать свои полномочия очень трудно, а подчас невозможно, заметил премьер-министр. Все это, считает он, обесценивает статус местного самоуправления, а по большому счету снижает авторитет всей системы власти.
Решение проблем сельских муниципалитетов председатель правительства видит:
- в четком выстраивании финансовых отношений, не зависящих от прихоти вышестоящего начальства;
- использовании в полной мере механизма передачи в нижестоящие бюджеты отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, поскольку сельские муниципии должны иметь стимулы для создания новых рабочих мест, вывода из тени бизнеса, заработных плат и открытия нового бизнеса;
- закреплении за сельскими поселениями дополнительных источников доходов, в частности штрафов за ущерб природе и другие административные нарушения;
- снятии бюрократических барьеров перед сельскими товаропроизводителями.
Соответствующие поручения получили присутствовавшие при разговоре премьера с главами сельских поселений руководители ряда федеральных ведомств. Так, министру сельского хозяйства РФ Елене Скрынник предписано незамедлительно придать садоводам статус сельхозтоваропроизводителей.
310 млрд руб. инвестиций в села
По словам министра регионального развития РФ В. Басаргина, до 2020 г. на развитие сел будет привлечено 310 млрд руб. инвестиций. В связи с этим предусмотрены меры по подъему экономики на селе за эти годы в 1,5—1,7 раза. При подготовке стратегий развития восьми федеральных округов уже сформированы перечни 19 приоритетных инвестиционных мегапроектов, реализация 17 из которых начнется до 2013 г. В результате будет создано более 16 000 рабочих мест.
Министр высказался за более полную реализацию потенциала местного самоуправления. Предлагается «дифференцировать вопросы местного значения между городскими и сельскими поселениями или, например, усовершенствовать разграничение полномочий между поселениями и муниципальным районом». Началом большой работы В. Басаргин назвал декабрьское решение Минрегиона и Генпрокуратуры о снижении контрольно-надзорного давления на местные власти. Если на местах вы не почувствовали изменений, обязательно сигнализируйте, призвал он делегатов.
Если нужна дополнительная законодательная или организационная помощь от государства, чтобы полнее использовать уже имеющиеся ресурсы, подскажите. «Поможем в меру разумного», — заверил министр и сообщил, что сделано по решениям первого слета сельских поселений, состоявшегося в начале прошлого года в Орле. В частности, внесены изменения в Градостроительный кодекс, которые наделили сельские администрации полномочиями по подготовке генпланов и правил землепользования и застройки, разработаны и опубликованы методические рекомендации по организации межмуниципального сотрудничества в хозяйственной сфере, свыше 5000 сельских муниципальных служащих повысили квалификацию.
Работа продолжается, и, вероятно, объемы инвестиций в сельскую Россию увеличатся, говорит министр регионального развития. Только бы слова не разошлись с делами, как это бывает, когда хочется как лучше.
К сведению
2000 г.
Кандидат в президенты В. Путин обещал городам 30% средств Дорожного фонда и процветание. Результат — ликвидация Дорожного фонда и обвал доходов местных бюджетов. Реанимация дорожных фондов начинается в 2011 г.
2001 г.
Президент РФ В. Путин призвал вернуть престиж местного самоуправления («Российская газета», 28 февраля): «В серьезном укреплении нуждается финансово-экономическая база местного самоуправления. Сегодня оно, по сути, влачит полунищенское существование, находясь в положении вечного „бедного родственника“. Очевидно, что без стабильной и достаточной финансовой базы муниципалитеты не смогут работать.
Необходимо разработать современный механизм воспроизводства ресурсной базы местного самоуправления, скорректировать принципы налоговой политики и построения межбюджетных отношений.
Думаю, мы должны обменяться мнениями по вопросу о возможном перераспределении налоговых поступлений в пользу бюджетов местного самоуправления. И вполне можно было бы отнести к таким источникам налог на имущество, на землю, на недвижимость, а также налог с продаж. Мы знаем, что в Конституционном суде сейчас рассматривается проблема налога с продаж. Какое бы решение ни было принято, будет найден другой источник. Нужно будет подумать, чтобы этот источник был ближе к решению проблем местного самоуправления.
Возможно также установить долю некоторых, я хочу это подчеркнуть особенно, некоторых федеральных налогов, напрямую поступающих в казну местного самоуправления. Все это расширит возможности местного самоуправления и потребует, конечно, большей ответственности».
2002 г.
Разграничение полномочий между разными уровнями публичной власти привело к муниципальной реформе. В результате денег на исполнение полномочий стало меньше. Сельские поселения обнищали из-за федеральных и региональных льгот по земельному налогу и лишились права планировать развитие на земельных участках, находящихся в федеральной собственности.
2003 г.
Официальный старт муниципальной реформы. Принят Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В Совет Европы направлен доклад о расширении местной демократии, о реформе межбюджетных отношений.
В. Путин: «Государство должно взять на себя только те обязательства, которые оно реально может исполнить и которые финансово обеспечены. Нужно прекратить заниматься пустыми обещаниями и демагогией, а если пообещали — „исполнять“».
2004 г.
Накал конфликта между избранными мэрами и губернаторами, выбранными главой государства и утвержденными региональными парламентами. Усиление централизации финансовых ресурсов на федеральном уровне.
2006 г.
Конгресс муниципальных образований (КМО) РФ преобразован в Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) по причине того, что в нем замечен диктат крупных городов и не слышен голос сельских муниципий. Результат: не слышен голос ни сельских поселений, ни самого конгресса.
Сайт ОКМО с 2010 г. «находится в разработке».
2007 г.
Из послания главы государства Федеральному собранию РФ: «Прошедший год стал первым годом действия нового закона о местном самоуправлении. Значительно расширены компетенция и возможности местных органов. В целом считаю необходимым продолжить процесс укрепления экономических основ местного самоуправления. И в первую очередь за счет формирования достаточной доходной базы. Все это, конечно, не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах. Но важно то, что система управления становится более гибкой и более близкой к людям. И что все больше решений принимается на местах. При этом ответственность перед обществом, безусловно, несут все — все без исключения — уровни власти».
2008 г.
Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» обязал глав местных администраций ежегодно до 1 мая предоставлять региональным властям доклад о достижениях за год и планах на три года вперед.
Источник: экспертная систематизация
на основе открытых публикаций.