Исследование международной организации «Грант Торнтон Интернешнл» показало, что из-за минувшего кризиса зарубежные компании стали меньше применять принципы корпоративной социальной ответственности (КСО). Россия заняла в этом рейтинге предпоследнее место.
Грант Торнтон Интернешнл» охватила опросом 7767 компаний в 39 странах мира. Исследование проводилось в конце 2010 — начале 2011 г. В России в нем участвовали 274 компании, представлявшие, по мнению ГТИ, средний и крупный бизнес с численностью сотрудников от 100 до 499 человек в пяти городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. К интервью приглашались только генеральные (управляющие) директора.
Исследование охватило сектор розничной торговли (15%), услуг (25%), промышленное производство (25%), строительство (10%). Оставшиеся 25% распределились по другим секторам.
Для российских предпринимателей главной целью следования политике КСО стало привлечение и удержание ключевых сотрудников, на что указали 63% респондентов. Второй по «весу» мотив внедрения принципов социальной ответственности — надежда на сокращение затрат — соответственно 60%. Для сравнения: в среднем в мире эти две позиции набрали 56% компаний.
Особыми для российского бизнеса оказались и отношения с инвесторами: 57% компаний отметили, что внедрение принципов КСО благотворно влияет на развитие таких отношений. В среднем в мире этим озабочено 35% респондентов.
Оказалось, что наши предприниматели небезразличны к проблемам экологии: с целью сохранения планеты внедряют принципы КСО 56% отечественных компаний против 40% в 2008 г. Причем среднемировой показатель по этой позиции составил 36% против 40% в 2008 м. Если не мы, то только грузинские бизнесмены сохранят планету — 81% респондентов. А на американцев надежды мало — всего 15% (самый низкий показатель).
«В странах с развитой экономикой борьба с последствиями экономического спада вынудила бизнес сосредоточиться на реальных доходах; развивающиеся же страны, напротив, в большей степени берут на себя инициативы КСО», — комментирует итоги исследования генеральный директор «Грант Торнтон Интернешнл» Эд Нусбаум.
Еще 52% российских компаний внедряют принципы КСО, чтобы снизить налоговую нагрузку, а 55% — чтобы усилить бренд и повлиять на общественный настрой.
Но это все — души прекрасные порывы. Реальные дела отечественных компаний в области КСО отражает таблица. Как видим, рост по сравнению с 2008 г. наблюдается лишь по двум позициям — обучение и стажировки, а также эффективное использование энергии. Воистину нашему бизнесу хочется сохранить планету, но не можется.
Таким образом, по реально предпринятым в прошлом году инициативам в области КСО Россия заняла 38-е место из 39. Ниже только турецкий бизнес. Наверное, он меньше любит экологию.
Мероприятия в области КСО, проведенные российскими компаниями за прошедший год, % опрошенных
2011 г. |
2008 г. | |
Обучение/стажировки |
66 |
60 |
Гибкий график |
50 |
55 |
Здравоохранение |
39 |
52 |
Поощрение возможностей |
22 |
62 |
Переход на эффективное использование энергии |
39 |
37 |
Улучшение контроля над отходами производства |
28 |
28 |
Участие в общественных мероприятиях |
31 |
45 |
Благотворительность |
39 |
59 |
Изменение линейки продуктов с целью
|
15 |
34 |
Наставничество |
14 |
28 |
Применение экологически чистых продуктов |
6 |
22 |
Источник: «Грант Торнтон Интернешнл»