Хочется сохранить планету... Но не можется

| статьи | печать

Исследование международной организации «Грант Торнтон Интернешнл» показало, что из-за минувшего кризиса зарубежные компании стали меньше применять принципы корпоративной социальной ответственности (КСО). Россия заняла в этом рейтинге предпоследнее место.

Грант Торнтон Интернешнл» охватила опросом 7767 компаний в 39 странах мира. Исследование проводилось в конце 2010 — начале 2011 г. В России в нем участвовали 274 компании, представлявшие, по мнению ГТИ, средний и крупный бизнес с численностью сотрудников от 100 до 499 человек в пяти городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. К интервью приглашались только генеральные (управляющие) директора.

Исследование охватило сектор розничной торговли (15%), услуг (25%), промышленное производство (25%), строительство (10%). Оставшиеся 25% распределились по другим секторам.

Для российских предпринимателей главной целью следования политике КСО стало привлечение и удержание ключевых сотрудников, на что указали 63% респондентов. Второй по «весу» мотив внедрения принципов социальной ответственности — надежда на сокращение затрат — соответственно 60%. Для сравнения: в среднем в мире эти две позиции набрали 56% компаний.

Особыми для российского бизнеса оказались и отношения с инвесторами: 57% компаний отметили, что внедрение принципов КСО благотворно влияет на развитие таких отношений. В среднем в мире этим озабочено 35% респондентов.

Оказалось, что наши предприниматели небезразличны к проблемам экологии: с целью сохранения планеты внедряют принципы КСО 56% отечественных компаний против 40% в 2008 г. Причем среднемировой показатель по этой позиции составил 36% против 40% в 2008­ м. Если не мы, то только грузинские бизнесмены сохранят планету — 81% респондентов. А на американцев надежды мало — всего 15% (самый низкий показатель).

«В странах с развитой экономикой борьба с последствиями экономического спада вынудила бизнес сосредоточиться на реальных доходах; развивающиеся же страны, напротив, в большей степени берут на себя инициативы КСО», — комментирует итоги исследования генеральный директор «Грант Торнтон Интернешнл» Эд Нусбаум.

Еще 52% российских компаний внедряют принципы КСО, чтобы снизить налоговую нагрузку, а 55% — чтобы усилить бренд и повлиять на общественный настрой.

Но это все — души прекрасные порывы. Реальные дела отечественных компаний в области КСО отражает таблица. Как видим, рост по сравнению с 2008 г. наблюдается лишь по двум позициям — обучение и стажировки, а также эффективное использование энергии. Воистину нашему бизнесу хочется сохранить планету, но не можется.

Таким образом, по реально предпринятым в прошлом году инициативам в области КСО Россия заняла 38-е место из 39. Ниже только турецкий бизнес. Наверное, он меньше любит экологию.

Мероприятия в области КСО, проведенные российскими компаниями за прошедший год, % опрошенных

2011 г.

2008 г.

Обучение/стажировки

66

60

Гибкий график

50

55

Здравоохранение

39

52

Поощрение возможностей

22

62

Переход на эффективное использование энергии

39

37

Улучшение контроля над отходами производства

28

28

Участие в общественных мероприятиях

31

45

Благотворительность

39

59

Изменение линейки продуктов с целью
уменьшения экологических последствий

15

34

Наставничество

14

28

Применение экологически чистых продуктов

6

22

Источник: «Грант Торнтон Интернешнл»