Консервативная бюджетная политика, обеспечившая экономическую стабильность в 2000—2008 гг., сменилась скачком госрасходов в кризис, которые подхлестывает предвыборная гонка. Эксперты настаивают на возврате к жизни по средствам, даже если это потребует повышения пенсионного возраста. Бизнес предлагает создать фонд старших поколений и направлять в него доходы от приватизации, повышения НДПИ и акцизов.
В «тучные» докризисные годы состояние нашего бюджета большинство международных рейтингов рассматривало как конкурентное преимущество российской экономики. Теперь ситуация в корне изменилась: в период кризиса доходы федерального бюджета сократились, а расходы (в первую очередь трансферты в пенсионную систему) значительно возросли. В результате на смену профициту, достигавшему в предкризисный период 8% ВВП, пришел хронический дефицит.
Положение стало выправляться после взлета цен на нефть из‑за волны революций на Севере Африки и Ближнем Востоке. Но ценовой виток, возникший из-за сокращения предложения нефти, оказался намного слабее, чем рост цен из-за увеличения спроса. Мировая экономика медленно выходит из глобального кризиса, постепенно наращивая спрос на российские энергоносители.
Более того, по оценке американского экономиста Нуриэля Рубини, известного точным прогнозом последнего экономического кризиса, в ближайшие два года возможен новый спад мировой экономики. Его причиной могут стать финансовые проблемы США, снижение темпов роста китайской экономики, долговые трудности в Европе и пробуксовка экономики Японии. Во всяком случае, по словам Н. Рубини, вероятность такого сценария развития глобальной экономики 30%.
Россия сейчас с энтузиазмом готовится к дележу дополнительных доходов бюджета, полученных в результате всплеска цен на нефть в начале нынешнего года. Они, по оценке руководителя Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсея Гурвича, прозвучавшей на пресс-конференции в РИА «Новости», превысят 800 млрд руб. в следующем году и 900 млрд руб. — в 2013-м.
В то же время выпадение доходов госбюджета при снижении страховых платежей на 1%, по словам главы ЭЭГ, составит порядка 120 млрд руб. Несложные расчеты показывают, что сокращение ставки страховых взносов с нынешних 34% до предлагаемых некоторыми экономистами 20% приведет к бюджетной дыре в 1,5 трлн руб., заткнуть которую будет очень трудно. Для полного счастья руководство страны приняло недавно программу вооружений, требующую увеличения бюджетных расходов еще на 2—2,5% ВВП в год.
Развилка экономической политики
Дискуссия о бюджете 2012 г. по сути упирается в выбор модели экономической политики руководства страны на ближайшие годы.
Консервативный вариант предполагает выбор приоритета макроэкономической стабильности и потребует жесткого ограничения государственных расходов и быстрого устранения бюджетного дефицита. Альтернативный вариант — использование государственных расходов как средства ускорения роста ВВП. Как следствие, сохранение бюджетного дефицита и накопление госдолга.
Понятны плюсы и минусы этих вариантов. В первом случае восстанавливается инвестиционная привлекательность российской экономики (по крайней мере в части макроэкономических показателей), создаются условия для снижения инфляции и процентных ставок. Появляется возможность повысить инвестиционную активность частного сектора. Во втором — источником роста выступают расходы государства. При этом приходится использовать внешние и внутренние государственные заимствования как источник финансирования бюджетного дефицита.
Весомый аргумент в пользу консервативного варианта экономической политики помимо неустойчивой внешнеторговой конъюнктуры — тенденция к снижению удельного веса нефтяного сектора в отечественной экономике, что подтверждают прогнозы специалистов Минэкономразвития. Основные месторождения черного золота на сегодняшний день порядком исчерпались, а освоение новых нефтеносных районов (часть из них расположена на шельфе) требует огромных инвестиций. Так что скорее всего нас ожидают стабилизация объемов добычи нефти и сокращение доходов госказны.
Ключевыми задачами бюджетной политики в этих условиях, уверены аналитики ЭЭГ, становятся восстановление сбалансированности бюджета и снижение зависимости главного финансового плана страны от внешней конъюнктуры. В докризисный период было немало сделано для достижения таких целей, но финансовый кризис нанес серьезный удар по этим бюджетным механизмам.
Размер нефтегазового трансферта в бюджет, по мнению Е. Гурвича, нужно определять на основе порогового значения цены на нефть, который останется неизменным на протяжении всего периода бюджетного планирования (то есть в течение трех лет).
Все нефтегазовые доходы сверх порогового уровня следует направлять в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Финансирование бюджетного дефицита должно осуществляться за счет Резервного фонда только в случае нехватки доходов из-за падения цены на нефть ниже порогового уровня. Таким порогом может стать, по словам руководителя ЭЭГ, уровень 90 долл. за баррель. При сохранении нынешней политики бюджетных расходов потребуется уровень цен на черное золото порядка 130 долл. за баррель.
«Нас тьмы, и тьмы, и тьмы»
Как отметил премьер Владимир Путин на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития, кабинет министров намерен практически все нефтегазовые доходы направить на пополнение резервных фондов. Исключение будет сделано лишь для Фонда прямых инвестиций, целью которого является создание дополнительных стимулов инновационного развития (это идея президента Дмитрия Медведева).
Сказать, конечно, проще, чем сделать. Выбор в пользу макроэкономической стабильности и консервативной бюджетной политики неизбежно потребует от правительства снижения расходов и повышения эффективности их расходования. Здесь пока мало что радует.
Численность чиновников на 1000 граждан в 1995 г. составляла, по словам Е. Гурвича, 16 человек, а сейчас 25. Кстати, средняя зарплата чиновников превышает, по данным Росстата за I квартал текущего года, 25 000 руб. в месяц (см. ст. "Средняя зарплата чиновников свыше 25 тысяч").
Количество сотрудников налоговой службы на 1000 россиян в шесть раз превышает аналогичный показатель США, а число таможенников на 1000 граждан — в 3,5 раза. Армия российских полицейских в 2 раза больше численности американских коллег. Причем по инициативе президента страны Госдума одобрила закон, согласно которому зарплата лейтенанта полиции должна в скором времени увеличиться до 30 000 руб. в месяц.
К расходам на содержание тьмы чиновников добавляются бюджетные субсидии неэффективным государственным предприятиям, наглядным примером которых стал АвтоВАЗ. Государственные средства в подобных случаях расходуются на поддержание неэффективных производств. А тратить их нужно на финансирование планов модернизации компаний с конкретными показателями выпуска современной продукции.
«Ну а третьему ползти — на запасные пути»
Обязательное условие макроэкономической стабильности — проведение пенсионной реформы, исключающей увеличение размеров средств федерального бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда, полагают эксперты ЭЭГ. Для этого нужно, по словам Е. Гурвича, как можно скорее принять политическое решение о повышении пенсионного возраста ориентировочно до 63 лет.
Решить проблему дефицита Пенсионного фонда можно иначе, уверен председатель «Деловой России» Борис Титов. Бизнес-объединение предлагает создать фонд старших поколений, из которого будет начисляться пенсия гражданам до 1967 года рождения.
«Мы предлагаем реализовать советскую, так называемую солидарную, пенсионную систему для граждан, трудовая деятельность которых прошла в Советском Союзе, и сделать это без потери благополучия для работающего сейчас населения», — подчеркивает президент делороссов Александр Галушка.
Источниками формирования фонда старших поколений должны стать прежде всего доходы от приватизации. Это справедливо, ведь большинство приватизируемых предприятий строилось во времена СССР. Другие источники — увеличение НДПИ на газ и нефть, повышение акцизов на табак и крепкий алкоголь, а также налог на избыточную недвижимость. В общей сложности бюджетный потенциал фонда старших поколений составит порядка 3 трлн руб.
Позиция «Деловой России» во многом совпадает с мнением экспертов Центра стратегических разработок. Они предлагают использовать средства Фонда национального благосостояния, ресурсные доходы и поступления от приватизации для покрытия дефицита страховой части пенсионной системы.
Важнейшим направлением пенсионной реформы, по оценке руководителя ЦСР Михаила Дмитриева, должна стать ориентация на потребности конкретных возрастных групп пенсионеров для максимального обеспечения их экономической безопасности. Для молодых пенсионеров предлагается стимулировать их трудовую активность и при сохранении трудоспособности содействовать добровольному более позднему выходу на пенсию при условии ее значительного увеличения. Пенсионерам средних возрастов целесообразно максимизировать коэффициент замещения при выборе выплаты пенсии на определенный срок до исчерпания счета (при сохранении права на пожизненную пенсию). Для пенсионеров старших возрастов — увеличить гарантированный доход при обеспечении доступности лекарств, в том числе дорогостоящих, и в перспективе создать полноценную систему медико-социальной помощи.
В заключение отметим, что дискуссия об основных параметрах бюджета-2012 только началась. В ближайшие месяцы станет ясно, какой вариант бюджетной и экономической политики выберет руководство страны.