В ближайшее время компаниям лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной отрасли предстоит пересмотреть свою политику ведения бизнеса, в противном случае они рискуют отдать свое место на рынке участникам с более гибким подходом и новым игрокам, показывают результаты опроса, проведенного компанией PricewaterhouseCoopers.
Чтобы добиться максимальных результатов в посткризисный период, компании отрасли должны не только опираться на имеющиеся у них преимущества, такие как наличие опытных и квалифицированных специалистов по управлению лесным хозяйством и ресурсами, но и совершенствовать свои возможности, в частности направлять усилия на развитие инноваций и НИОКР. Тем предприятиям, которым не удастся достичь этого, будет сложно привлекать инвестиции и бороться за выживание в условиях быстро меняющегося рынка.
Обострение конкуренции за лесные ресурсы станет основным фактором, формирующим цепочку поставок в будущем. По мере того как спрос будет превышать предложение, компаниям лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной отрасли придется конкурировать с новыми участниками рынка за сферы контроля поставок древесины. В то же время в ответ на растущий спрос появятся новые методы получения доступа к имеющимся ресурсам.
Возникновение международных лесосырьевых бирж и развитие новой отрасли производства биомассы будут способствовать появлению новых методов получения доступа к лесным ресурсам.
Новые участники цепочки создания стоимости, появление которых связано с новыми подходами к использованию ресурсов древесного волокна, сыграют значимую роль в изменении структуры отрасли. Компании таких отраслей, как химическая и энергетическая, будут стремиться к тому, чтобы обеспечить наличие древесины для собственных нужд. Это окончательно изменит характер конкуренции.
Помимо сказанного существуют доводы в пользу того, что компании-производители могут получить значительные преимущества от расширения линейки основной и сопутствующей продукции отрасли, а также совершенствования производственных процессов. Топ-менеджерам необходимо внимательно присмотреться к бизнес-моделям своих компаний и подумать, в каких областях цепочки стоимости они обладают наивысшей конкурентоспособностью.
В условиях новой динамики развития рынка большинство компаний не добьются успеха, если будут действовать в одиночку. Им потребуется объединить усилия с другими компаниями, у которых лучше доступ к капиталу, опыт работы на новых рынках, например энергетическом, возможности исследовательской деятельности в таких областях, как молекулярная химия.
При условии правильного выбора стратегии, обеспечивающей достаточную рентабельность инвестиций, подбор достойных партнеров позволит сформировать устойчивые и прибыльные источники доходов.