Московский юрист Алексей Королев попытался оспорить в Верховном суде пункт правительственного постановления о повышающих коэффициентах к тарифам ОСАГО. В данном пункте предусмотрены два значения коэффициента в зависимости от того, сколько водителей вписано в полис страхования: 1 (базовый) и 1,7 (повышающий без учета ограничения по числу допущенных к управлению транспортным средством водителей).
Как было сказано в заявлении А. Королева, упомянутый пункт противоречит ст. 9 Закона об ОСАГО, согласно которой в ОСАГО могут применяться коэффициенты к тарифам, «учитывающие, предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители». При этом в законе не предусмотрена возможность устанавливать повышающий коэффициент на случай допуска к управлению неограниченного круга лиц. Автовладельцы, вписывая в полис всех возможных водителей, снижают риски по договору и соответственно заслуживают поощрения бонусами, но не повышения тарифа.
Выступая на заседании в Верховном суде, представитель Минфина (со стороны ответчика) объяснил, что правительственное постановление о коэффициентах ОСАГО имеет финансово-экономическое обоснование: в результате неограниченного допуска к управлению машиной за рулем может оказаться и неопытный водитель, а это дополнительный риск. На первом заседании судья Николай Романенко принял сторону Минфина. Теперь А. Королев намерен обжаловать данное решение.
Это не первый суд по ОСАГО для А. Королева. В 2003 г. он пытался оспорить применение повышающего коэффициента к машинам с большим объемом двигателя. Тогда Верховный суд сначала принял сторону автолюбителя, но после кассации со стороны Минфина решение в пользу А. Королева отменил.
Немного истории...
Надо сказать, в 2003 г. Закон об ОСАГО только вступил в силу и статистики по аварийности в зависимости от мощности двигателя еще не существовало. Официально она отсутствует и сейчас. Тем не менее любой водитель со стажем знает, что за счет дополнительной маневренности мощная машина на дороге при прочих равных условиях безопаснее малолитражки. В нештатной ситуации мощный автомобиль способен быстро выехать из опасной зоны. Маломощным машинам для подобного маневра понадобятся две дополнительные секунды, которые могут стать роковыми. И все-таки, несмотря на техническое преимущество, водители мощных автомашин попадают в аварии чаще водителей малолитражек. Причина предположительно кроется в психологических особенностях владельцев дорогих авто.
...и статистики
Данные опроса, проведенного в 2007 г. департаментом стратегического маркетинга Росгосстраха в 16 городах России, показали, что 16% российских автомобилистов ежегодно попадают в более или менее серьезные аварии, из них 2% участвуют в ДТП два и более раза.
Как правило, в аварии попадают водители в возрасте от 20 до 40 лет (17% респондентов). С увеличением возраста частота попадания в аварии сокращается. Среди мужчин и женщин уровень аварийности практически одинаков — около 13%. (Есть данные, что мужчины чаще становятся виновниками серьезных аварий.)
Водители иномарок попадают в аварии чаще, чем владельцы отечественных автомобилей. Среди первых доля тех, кто в течение года попадал в аварии, — 15%, среди вторых — 13%. Больше среди владельцев иномарок и тех, кто попадал в ДТП больше одного раза, — 3% по сравнению с 2% владельцев автомобилей отечественного производства.
Обычно в аварии попадают владельцы машин возрастом до трех лет. В этой группе доля автовладельцев, побывавших за рассматриваемый год в ДТП, составила 16%. А среди тех, кто управляет автомобилем, возраст которого старше пяти лет, этот показатель составил 12%. Среди владельцев новых автомобилей больше число тех, кто попадал в аварии более одного раза — 3%, а среди владельцев автомобилей возрастом старше пяти лет — 2%.
Владельцы мощных автомобилей (больше 100 л. с.) попадали в 2007 г. в аварии чаще, чем автомобилисты, управляющие менее мощными машинами, — 15% против 13%.
Как показывает статистика, по соотношению количества транспортных средств к количеству аварий Москва не самый аварийный город.
К слову...
Остается неясной ситуация с территориальным коэффициентом (ТК). В настоящий момент, например, во Владимирской области действуют ТК, равные: 1 — в Александрове, Гусь-Хрустальном, Коврове, Муроме, 1,3 — во Владимире, 0,75 — во всех прочих городах. В Москве, где аварийность почти в два с половиной раза ниже, ТК равен 2. Страховой логики в этом нет, есть имущественная. Видимо, предполагается, что в Москве живут более богатые люди, с которых и брать надо больше. Де-факто ОСАГО давно является налогом, а не страховкой.
Сейчас территориальные коэффициенты пересматриваются — как сообщается, в сторону повышения. Вероятно, после их обнародования Минфину следует ждать новых исков со стороны автолюбителей.
Относительные показатели аварийности (за январь — февраль 2011 г.)
|
Количество ДТП на 10 000 ед. ТС | |
абс. |
% от среднего по России | |
Российская Федерация |
4,9 |
100,0 |
Центральный федеральный округ |
4,6 |
94,5 |
Северо-Западный федеральный округ |
5,9 |
122,5 |
Южный федеральный округ |
4,6 |
94,1 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
4,5 |
92,0 |
Приволжский федеральный округ |
4,9 |
101,0 |
Уральский федеральный округ |
5,1 |
105,4 |
Сибирский федеральный округ |
4,9 |
101,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,1 |
85,2 |
Источник: ГИБДД