Экспертная комиссия Правительства РФ рассматривает экономическую возможность отмены транспортного налога. Об этом на днях заявил премьер Владимир Путин.
Чиновники на распутье
«Вопрос находится в проработке», — цитирует главу правительства «Интерфакс». «Обсуждение ведется пока на экспертном уровне», — уточняет пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
Чиновникам федеральных ведомств снова придется выбирать между ростом цен на бензин и увеличением нагрузки на нефтяную отрасль, отмечают эксперты.
Против отмены транспортного налога, как и прежде, выступают регионы, чьи бюджеты он пополняет. До этого им удавалось убеждать федеральные власти сохранить налог. «Но это не значит, что мы так оставим навсегда», — охладил губернаторский пыл премьер.
Для чиновников Минфина и Минэкономразвития заявление В. Путина, похоже, как гром среди ясного неба. До этого на пресс-конференциях они единогласно утверждали, что варианты резкого повышения акцизов и отмены транспортного налога не обсуждаются. И для подобных утверждений у федеральных чиновников были основания. Вопросы отмены транспортного налога при двукратном повышении акцизов на топливо правительство обсуждало еще в прошлом году. Однако в результате налог оставили, снизив базовую ставку и позволив регионам отказываться от его взимания. Тем не менее почти во всех регионах выплаты по транспортному налогу для автовладельцев остались прежними, отмечает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. В 2009 г. правительство планировало повысить базовую ставку транспортного налога вдвое, но после многочисленных акций протеста автомобилистов отказалось от этой идеи, увеличив акцизы и позволив регионам повышать урезанную базовую ставку налога не в пять, а в десять раз.
«Это более справедливо, — считает вице-губернатор Тверской области Сергей Аристов, говоря о возможной отмене транспортного налога. — Платит тот, кто много ездит, а акцизы идут на формирование дорожных фондов, которые тратятся на строительство и ремонт дорог». К тому же, по мнению чиновника, для регионов нет особой разницы, как собирать необходимые средства — через налог или акциз: «Акциз даже проще администрировать, поскольку его платит легко определяемое число производителей, которых явно меньше, чем автовладельцев».
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявляет, что транспортный налог нужно не просто отменить, а включить в цену на бензин. Дело в том, что в настоящее время этот налог по многим регионам собирается на уровне 50%, а при бензиновом варианте собираемость будет 100-процентной. То есть кто больше ездит, тот больше и платит.
Реформа скажется на ценах на топливо, уверен гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. По данным Росстата, за последние полтора месяца бензин подорожал на 3,4%, с начала года — на 7,1%.
Хрен редьки не слаще
Чтобы компенсировать отмену транспортного налога, акцизы на топливо придется повышать в 1,5—2 раза, подсчитал аналитик агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. Повышение акциза обычно перекладывается на покупателя, но ФАС России не позволит резко поднять цены на бензин. Поэтому реформа ударит по нефтяникам. «Нефтяникам это невыгодно, и они будут стремиться снижать объемы продаж топлива, могут возникнуть перебои, и ситуация только ухудшится», — прогнозирует возможные риски Сергей Вакуленко из IHS CERA.
Словом, после заявления премьера о возможной отмене транспортного налога снова разгорелась бурная дискуссия в обществе и ведомствах. Как заявил руководитель ФНС России Михаил Мишустин, подобный шаг потребует значительного повышения акцизов на горюче-смазочные материалы и вызовет рост инфляции. Независимые эксперты предполагают, что акцизы в этом случае увеличатся на 35—40% и подъема цен буквально на все не избежать.
По словам М. Мишустина, за 2010 г. в бюджет поступили акцизы на нефтепродукты в размере 166,4 млрд руб., а транспортный налог с юридических и физических лиц принес в бюджеты 75,6 млрд руб.: «Таким образом, поступления от транспортного налога сопоставимы с поступлениями акцизов». Чтобы избежать выпадения доходов, акцизы нужно будет значительно повысить. Это вызовет рост цен на нефтепродукты, что в свою очередь «приведет к увеличению цен на весь объем потребляемых товаров, так как транспортная составляющая присутствует в цене в обязательном порядке». В зависимости от стадии перепродажи и удаленности места производства от места потребления увеличение цен может оказаться существенным, в первую очередь для дотационных регионов.
По мнению эксперта независимого аналитического агентства Дмитрия Адамидова, намерение властей изменить ситуацию с взиманием транспортного налога понять можно: владелец машины, которой он практически не пользуется, платит столько же, сколько самый активный автомобилист. В то же время от резкого повышения акцизов пострадают те, кто не имеет личного автомобиля. «Чтобы доходы не выпадали, акцизы должны быть не 166 млрд, а около 230 млрд руб, — поясняет эксперт. — Это означает, что ГСМ должны будут резко подорожать, что неминуемо приведет к росту цен не только на топливо, но и на авиа- и железнодорожные билеты. Затем и энергетики поднимут тарифы».
И налог останется, и акцизы вырастут?
Последние заявления федеральных чиновников позволяют усомниться в реальности отмены транспортного налога. Неделю назад глава Минфина России Алексей Кудрин заявил, что правительство до конца июля примет решение о повышении акцизов на бензин в течение трех лет на 1,5—3 руб., передает РИА «Новости». При этом, если будет переложена нагрузка с транспортного налога на бензин, акцизы увеличатся на 3 руб. Если регионы захотят сохранить транспортный налог, то топливные акцизы подорожают на 1,5 руб. Как будет исчисляться сумма акцизов и транспортного налога в зависимости от субъекта, министр не пояснил: «Эти сценарии сейчас лежат на столе, мы обсуждаем и примем решение до конца июля».
Официальную позицию ведомства озвучил замминистра Сергей Шаталов. Он, в частности, заявил, что упразднять транспортный налог нецелесообразно, но его можно уменьшить.
«С учетом того, что регионы имеют всего два собственных налога — на имущество организаций и транспортный, мне кажется такое решение не совсем правильным, тем более что при помощи транспортного налога региональные власти могут вмешиваться и в регулирование социально-экономического положения на собственной территории. Более вероятно говорить о некотором снижении транспортного налога или, может быть, освобождении от него какого-то класса автомобилей небольшой мощности, но необходимо сохранить его в налоговой системе», — цитирует чиновника РИА «Новости».
Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов уверен, что акцизы на бензин вырастут в любом случае, поскольку они во многом формируют бюджет на 2011 г. Розничная цена на бензин с учетом инфляции увеличится примерно на 20%. Транспортный налог останется, ведь бюджеты ряда регионов не готовы расстаться с его поступлениями.
Помощник президента Аркадий Дворкович в беседе с журналистами заявил, что судьба транспортного налога пока не решена: «Вопрос с акцизами на бензин рассматривается в увязке с транспортным налогом. Президент ждет окончательных предложений правительства на этот счет».