После крутого взлета в прошлом году и начале нынешнего цены на продукты питания сделали паузу. Минсельхоз прогнозирует отменный урожай, обещая только приятные ценовые сюрпризы. Бизнес подчеркивает, что сегодняшние цены сдерживает давление власти и в них не до конца учтено повышение налогов и тарифов госмонополий. Так что осенью можно ожидать неприятных сюрпризов.
В результате аномальной жары в 2010 г. цены производителей зерновых культур подскочили, по данным Минсельхоза, на 31,4%, а цены предприятий, занимающихся производством молока и откормом крупного рогатого скота, — на 34,7%.
В начале года рост цен продолжался более скромными темпами (5,7%), хотя по некоторым продуктам, например овощам, потребительские цены в январе — апреле увеличились на 20,5%.
В мае — июне наконец произошел слом повышательного тренда и цены на большинство продовольственных товаров застыли на месте. Измученные ценовым марафоном потребители с трудом переводят дыхание и задаются вопросом: надолго ли затишье?
Можно спокойно смотреть в будущее потребительских цен, считает директор Департамента регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза Илья Шестаков, принимавший участие в специальной пресс-конференции в РИА «Новости». На рынке мясной и молочной продукции ситуация стабильная. Закупочные цены на молоко позволяют обеспечить рентабельность производителей. При этом потребительская цена на достаточно невысоком уровне. По мясу тоже ситуация стабильная, причем она была такой и в течение прошлого года.
«С нынешним прогнозом на урожай никаких неприятных ценовых сюрпризов нам ожидать не стоит. Возможны только приятные. Цены на продовольственные товары имеют тенденцию к снижению, это видно и по муке, и по картофелю, и даже по гречке», — отмечает чиновник из Минсельхоза.
Не стоит беспокоиться и о запрете на импорт овощей из Евросоюза. Доля европейского импорта овощей составляет 23,8% от общего объема импорта овощной продукции на российский рынок.
Более того Россия и ЕС, по словам главного санитарного врача Геннадия Онищенко, уже соглосовали особый режим допуска европейских овощей на российский рынок. Страны ЕС должны будут сертифицировать овощи на отсутствие бактерий E.Coli 104, бактерий вызвавших эпидемию в Европе. Эта система сертификации будет отменена, если в течение 10 дней не появятся новые случаи заболевания людей в ЕС.
Оптимизм Минсельхоза частично разделяет председатель Национального союза производителей молока (НСПМ) Андрей Даниленко. Он отмечает, что в конце прошлого года цены вышли на уровень, который привел к перераспределению доходов между производителями молока, переработчиками и торговыми сетями. Это позволило обеспечить нормальную рентабельность, в первую очередь молочному животноводству, а также переработке и торговым сетям.
В этом году цены на молоко стабильны, их рост ниже, чем инфляция, заметил глава НСПМ во время обсуждения ситуации на продовольственном рынке в РИА «Новости». Мировые цены на молочную продукцию также практически не растут, и прогнозы на будущее весьма позитивны. Даже погода пока благоприятна во всех основных регионах, где производится молоко.
Стабильность потребительских цен на рынке мяса и свинины отметил руководитель Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин: «Если взять мясо птицы, то в нынешнем году наблюдается снижение потребительских цен на 0,3%. В оптовом звене птица подешевела еще больше — от 5 до 11%. Продолжается стабильный рост отечественного производства. За первые пять месяцев текущего года его прирост составил более 10%. На рынке увеличилось предложение качественной свинины, и она стала занимать все большее место на прилавках магазинов. Поэтому люди получили больше возможностей для ее включения в свою потребительскую корзину».
Вместе с тем наблюдается рост цен на говядину. Ранее она в России была неоправданно дешевой. Это своего рода шлейф советских времен, полагает глава НМА. Но именно говядина требует больших финансовых и временных ресурсов для производства. Поэтому рост цен на нее продолжится. Потребительская цена на говядину с начала года выросла на 12%. Это во многом связано с тем, что наш рынок зависит от импорта. А мировой рынок говядины после кризиса быстро восстанавливается, и цены на нем выросли на 30%.
Неоправданно оптимистичным считает ценовой прогноз Минсельхоза управляющий партнер ГК Management Development Group Дмитрий Потапенко, представляющий торговые сети. Его мнение основывается на конкретных контрактах с поставщиками, которые сейчас заключает розничная торговля: «Поставщики почти каждую неделю пересматривают цены в сторону повышения. По сути, они пытаются постепенно отыграть повышение тарифов госмонополий и увеличение социальных платежей. Экономика предполагает точные математические расчеты. Если в начале года услуги ЖКХ подорожали на 15—20%, тарифы на газ — на 15, услуги РЖД — на 12, а социальные платежи — на 12%, то кто-то должен за все это платить. В конечном итоге эти скачки тарифов и налогов будут включены в потребительские цены. А крайней, как всегда, окажется розничная торговля, которую люди будут обвинять в завышении цен на продукты питания».
По словам Д. Потапенко, мало кто старается понять проблемы розничной торговли. Ему, например, раз в полгода приходится ремонтировать электрическую подстанцию, которая принадлежит Мосэнерго. На это уходит 300 000 долл. Покрывать такие расходы приходится опять же за счет потребительских цен.
Увеличение тарифов естественных монополий и стоимости топлива считает безусловным фактором риска для цен на продукты питания и А. Даниленко: «Перспективы лета видятся ровными, а потом многое будет зависеть от того, какие инфляционные процессы будут в естественных монополиях и топливном рынке».
Пока резкое повышение цен сдерживается административными мерами, вызовом на ковер в высокие кабинеты. Но к осени или чуть позже новый виток цен вполне реален. «Раз мы не хотим управлять экономикой, а хотим ей приказывать, то такие вещи неизбежно будут происходить. Хотим быть Белоруссией, значит, будем Белоруссией», — сожалеет Д. Потапенко.