Из Закона о госзакупках депутаты предлагают исключить нормы, предусматривающие размещение заказов у единственного поставщика (то есть без проведения торгов), определенного указом или распоряжением Президента РФ либо распоряжением Правительства РФ.
Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) перечислены в ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). В пунктах 17 и 17.1 названы такие случаи, как размещение заказа у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ либо распоряжением Правительства РФ.
Предлагая исключить эти пункты из закона, авторы законопроекта ссылаются на заключение Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции от 01.06.2011 № 25/1. В нем отмечено, что п. 17 и 17.1 способствуют созданию условий для проявления коррупции.
В пояснительной записке они указывают, что анализ ряда распоряжений Правительства РФ, принятых на основе этих норм, свидетельствует об отражении интересов только крупных производителей техники и оборудования. Речь идет о распоряжениях Правительства РФ от 05.10.2009 № 1459-р, от 24.02.2010 № 201-р и от 15.04.2011 № 622-р, содержащих перечни предприятий, у которых государство может закупать автомобильную, дорожно-строительную, лесопожарную технику, производимую на территории России, путем размещения заказа у единственного поставщика. Включенные в них предприятия — крупные промышленные холдинги, получавшие в 2009—2010 гг. финансовую поддержку из средств федерального бюджета.
Авторы законопроекта считают, что при таком способе размещения заказа отсутствует конкуренция. В результате создается благоприятная почва для коррупции.
Такое положение дел не согласуется с целями Закона № 94‑ФЗ, которые состоят в установлении единого порядка размещения заказов, расширении возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировании этого участия, развитии добросовестной конкуренции, обеспечении гласности и прозрачности размещения заказов.
Пункты 17 и 17.1 были включены в ч. 2 ст. 55 Закона № 94‑ФЗ в 2007 г. В апреле 2011 г. они были дополнены положением о том, что к проекту указа или распоряжения должны прилагаться документы и сведения, содержащие обоснование цены контракта, по аналогии с размещением заказа путем проведения торгов. Тем самым были приняты меры по устранению возможности злоупотреблений.
Тем не менее авторы законопроекта предлагают лишить и президента, и правительство данного права.