Детали и даты могут несколько различаться, но в общем история появления образа «Троеручица» такова. В 730 г. при императоре Льве III Исавре в Византии началась жесточайшая борьба с почитанием икон. Ссылаясь на ветхозаветные заповеди, иконоборцы приравняли прежние священные изображения к идолам, а их почитателей обвинили в идолопоклонстве камням, доскам и стенам. На специально собранном Соборе древние иконы, мозаики, фрески и статуи предали анафеме и начали их замазывать, сжигать и разбивать, тех же, кто старался их защитить, предавали мучительной смерти. Открыто поклоняться иконам христиане могли теперь лишь за пределами византийских земель. Одним из самых вдохновенных их защитников стал ближайший служитель дамасского халифа — Иоанн Дамаскин (Мансур), не убоявшийся «протянуть руку подвергающейся нападению истине».
«Я не поклоняюсь веществу, — спорил он со своими противниками, — но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшему мое спасение».
Острые полемические статьи и письма Иоанна, доказывающие, что иконы освящаются именем Божиим и именами друзей Божиих, то есть святых, и осеняются тем самым «благодатью Божественного Духа», распространялись его последователями по всем городам христианского мира. Читая их, павшие духом православные люди укреплялись в вере и обретали новые силы для сопротивления иконоборческой ереси, в том числе и в самой Византии. Желая извести такого сильного противника, император решился на изощренную ложь. Он приказал известному ему ловкому писцу изучить почерк Иоанна, чтобы составить затем подложное письмо якобы от самого Иоанна к нему, Льву Исавру, с предложением помощи в захвате Дамаска, будто бы охраняемого сарацинами небрежно. Составленное таким образом письмо было послано дамасскому халифу. Император присовокупил к нему заверение, что, несмотря на все уговоры, сам он желает жить с халифом в мире, почему и сообщает о предательстве Иоанна.
В порыве гнева халиф повелел отсечь руку «изменнику» и повесить ее на городской площади для назидания и устрашения. Страдая от неутихающей боли, Иоанн в тот же день через друзей своих обратился к повелителю с прошением вернуть руку.
«Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, — передавал он властителю, — и не могу я иметь утешения, доколе рука моя, повешенная на позор, не будет мне отдана».
Халиф, гнев которого поутих, решил уважить просьбу страдальца и приказал отдать ему отсеченную руку. Иоанн, как-то приладив ее к обрубку, опустился перед иконой Божией Матери на колени и стал молить Царицу Небесную утишить боль и исцелить руку, чтобы снова он мог трудиться во благо Господа. Через какое-то время в изнеможении он впал в забытье. И во сне предстала ему Божия Матерь, взирающая на него кротко и милостиво.
«Не скорби больше, — сказала Она, — рука твоя цела и здорова».
Очнувшись, Иоанн с удивлением почувствовал, что боль прошла. Взглянув на руку, он удивился и вовсе несказанно: рука его срослась и казалась теперь совершенно невредимой.
Весть о чудесном исцелении Иоанна немедленно разнеслась по всему Дамаску. Вразумленный халиф, осознавший свою неправоту, стал просить Иоанна вернуться к государственной службе, но того уже не могли прельщать мирские дела. В память о свершившемся чуде он составил благодарственную песнь Богородице (используемую теперь в богослужении) и поместил на Eе иконе отлитую из серебра руку. Удалившись затем для подвигов иночества в Иерусалимскую лавру святого Саввы Освященного, он перенес туда и дорогой для него образ Божией Матери, получивший название «Троеручицы».
В XIII в. по особому произволению Богородицы икона святого Иоанна Дамаскина была дарована в благословение архиепископу Сербскому Савве, прибывшему на Святую землю для поклонения. В XV в., во время османского нашествия, желая спасти чудотворную икону от поругания, сербы вверили ее попечению Самой Божией Матери. По одному из преданий, они водрузили ее на осла, который сам, без погонщика, дошел до Хиландарского монастыря на Афоне, перед воротами которого и встал «как вкопанный», дожидаясь, пока братия примет «Троеручицу» в монастырь...
В истории Хиландарской обители икона «Троеручицы» занимает особое место. Однажды, когда там жарко заспорили о том, кого избрать на место умершего игумена, случилось чудо, значения которого не могли какое-то время уразуметь: обнаружили вдруг икону стоящей не в алтаре, а на игуменском месте. Приписав это чьим-то злокозненным действиям, иноки вернули икону на место, но и в следующие дни при запечатанных дверях она продолжала перемещаться из алтаря на место игумена. Сообразили тогда, что все это не случайно. Рассказывают, что одному из монастырских затворников было даже тогда и видение: для устранения споров и несогласий среди братии монастыря Богородица смилостивилась занять игуменское место Своей иконой. С того времени в Хиландарской обители не выбирают из братии особого игумена, а только наместника, заведующего монастырскими делами. Он занимает в церкви второе место близ игуменского, над которым стоит «Троеручица». Прикладываясь к ней, иноки веруют, что принимают благословение на послушание от Самой Богородицы.
Существует мнение, что хранящаяся в Хиландарском монастыре «Троеручица» не является первообразом. Судя по письму и державе в левой руке Божественного Младенца, ее относят не ко временам святого Иоанна Дамаскина, а к более поздним.
На Руси «Троеручица» получила особое почитание при патриархе Никоне. Прибывший 28 июня 1661 г. с Афона список он поместил в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом. Отсюда списки «Троеручицы» стали распространяться по всей России. Многие из них прославились чудотворениями. Одна из наиболее почитаемых икон «Троеручицы» хранилась в Киеве, в Свято-Троицком монастыре. Это был список с чудотворного образа Брянской Белобережской пустыни. Сохранилось предание, согласно которому некая девица, с неизлечимо больной рукой, услышав о киевском образе, пешком пришла поклониться ему из Молдавии, после чего совершенно выздоровела. После усердной молитвы к киевской «Троеручице» обрел зрение приведенный из Харькова слепец. Летом 1889 г. с помощью освященной у «Троеручицы» воды была прекращена среди иноков Свято-Троицкой обители эпидемия тифа… В 1934 г. монастырь был закрыт, но чудотворный образ не был утерян. Верующие хранили его какое-то время у себя дома, а затем передали в Киевский Покровский женский монастырь.
В ряду почитаемых икон «Троеручицы» называют и хранящуюся в Московском Свято-Даниловом монастыре.
Еще один список «Троеручицы» был найден после расстрела царской семьи в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме. Его вывезли за границу и передали членам семьи Романовых. А уже в недавнее время икона вновь возвратилась в Екатеринбург. Теперь она пребывает в Храме-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. Из других списков упоминают икону в Успенском храме Болгарского подворья в Москве, в церкви Покрова на Малой Ордынке в Москве же, в Алексеевском Акатовом монастыре в Воронеже, в Сухотянском Знаменском женском монастыре Тамбовской епархии...
В русских списках «Троеручицы» третья рука изображается иногда как бы принадлежащей самой Богородице. Такое ее изображение не соответствует сохранившемуся преданию, но, кажется, иконописцы поступают так, согласуясь с имеющимися у них древними описаниями чудотворной иконы.
Иконе Божией Матери «Троеручица» молятся при болезнях и увечьях рук.
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!