Разогрев потребительских рынков стал основным драйвером роста для большинства торговых компаний в II квартале текущего года. Статистика зафиксировала не только выход отдельных экономических показателей из отрицательной зоны, но и рост ряда параметров, приобретших «позитивную окраску» еще по итогам 2010 г. Оборот розничной торговли, объем продаж в натуральном выражении и заказы на поставку товаров — это далеко не полный перечень индикаторов, продемонстрировавших положительную динамику в марте — июне 2011 г.
В первых рядах быстро растущей торговли российские ретейлеры, которые успешно используют традиционную для начала летнего сезона реализацию части отложенного спроса, выраженную в потребительской экспансии.
Оживление в отрасли проявляется прежде всего в увеличении заказов на поставку товаров, о чем свидетельствуют ответы четверти предпринимателей. В II квартале баланс оценок изменения этого показателя укрепился относительно января — марта на 2 п.п. и составил +6% (для сравнения +5% в II квартале 2010 г.).
Следствием увеличения заказов стал рост объемов продаж в натуральном выражении. Баланс оценки изменения данного показателя — +1%.
Динамика оборота розничной торговли также отразила указанную тенденцию. В результате баланс оценки значения этого показателя сохранил значение предыдущего квартала +3%.
Неплохих экономических результатов, по оценке экспертов Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, во многом удалось достичь благодаря применению более искусных способов управления ассортиментом товаров. Они позволили ретейлерам эффективнее позиционировать свое товарное предложение, поддерживать и наращивать его рыночную долю.
Большинство торговых фирм активно использовало благоприятную потребительскую конъюнктуру, что выразилось, в частности, в дальнейшем расширении номенклатурных позиций их ассортиментных линеек. Баланс оценки изменения данного показателя относительно предыдущего квартала равен +17%.
Цены растут…
Повышение цен, видимо, по‑прежнему останется основным инструментом для достижения приличных финансовых результатов торговых компаний. В II квартале большинство топ-менеджеров (53%) сообщили об увеличении цен продаж в своих магазинах. Баланс оценок изменения этого показателя составил +49% против +48% в предыдущем периоде.
Более того, по мнению ученых «Вышки», это не «последняя остановка» роста цен. В июле — сентябре 48% руководителей торговых предприятий планирует пересматривать ценники в сторону увеличения. Это по сути подтверждает выводы экспертов «ЭЖ» (2011, № 24, с. 01).
В большинстве (60%) торговых компаний сложившийся уровень торговых наценок составлял 16—30%. Торговые наценки в размере 31—50% применяла пятая часть фирм. И только 3% торговых предприятий увеличивали цены более чем на 70%. Желательная средняя торговая наценка, которая достаточна для возмещения издержек обращения и получения необходимой прибыли, по мнению участников опроса, около 40%.
…а прибыль падает
Повышение цен на реализуемые товары, к сожалению, не позволило торговым компаниям добиться положительных результатов, характеризующих финансовое состояние их фирм. Предпринятые меры лишь привели к сокращению темпов снижения обеспеченности торговых организаций собственными финансовыми ресурсами. Главный же финансовый показатель — прибыль — по‑прежнему уменьшался.
Так, в II квартале продолжала расти доля респондентов, указывающих на уменьшение прибыли. Баланс оценки изменения показателя составил –11% против –6% в январе — марте текущего года.
Самым обременительным с точки зрения предпринимателей грузом, не позволившим добиться желаемых результатов, стало увеличение налогового пресса. В II квартале с 55 до 60% выросла доля респондентов, по мнению которых основное отрицательное влияние на деятельность возглавляемых ими фирм оказывал фактор «высокий уровень налогов». Это лишний раз подтверждает ключевую роль налоговой политики в формировании делового климата.
В целом, по оценке директора ЦКИ Георгия Остапковича, определенный заряд позитива в отрасли присутствует, ведь основные показатели, характеризующие розничную торговлю, продолжали демонстрировать улучшение динамики. Оживление в розничной торговле набирает силу, и в этих условиях ретейлеры намерены все усилия направить на укрепление устойчивости своих фирм.
Вместе с тем по мере приближения к докризисным значениям основных показателей восстановительный рост, который тормозят «негативные заряды» внешнеторговой и внутренней конъюнктуры, становится все труднее.
Кроме того, определенное торможение создает новый «посткризисный профиль покупателя». Он ориентирован в основном на «рутинный шопинг», что не позволяет торговым фирмам существенно нарастить обороты.
Задача максимум для ретейлеров в 2-м полугодии, по словам г-на Остапковича, добиться выхода на положительную динамику всех ключевых показателей, задача минимум — закрепить достигнутые положительные результаты. При этом нужно учитывать, что из-за растущих цен на продовольствие в торговых фирмах большую сложность представляют вопросы повышения качества взаимодействия между поставщиками и сетями. Нельзя сбрасывать со счетов и возможное давление на ретейлеров в предвыборный год со стороны государственных органов и Федеральной антимонопольной службы.
Тем не менее результаты опроса предпринимателей относительно планов развития компаний в III квартале 2011 г. показывают, что есть все шансы не только восполнить финансовые потери, но и укрепить позиции на рынке.