Для широкого распространения электромобилей необходимо массовое развитие электрозарядной инфраструктуры. Правительства ряда стран, например ФРГ, КНР и США, а также частные компании активно наращивают инвестиции в ее развитие, отмечается в исследовании «Beyond the plug: finding value in the emerging electric vehicle charging ecosystem (полезный эффект создания экологичной системы зарядки электромобилей)», подготовленном компанией Ernst & Young. Однако в данной сфере сохраняются определенные риски, связанные с рентабельностью этих экологических проектов.
«Производство электромобилей стимулирует развитие новой инфраструктуры, в частности электрозарядных станций, что создаст основу для развития инновационных услуг и бизнес-моделей, — подчеркивает консультант E&Y по услугам, связанным с силовыми агрегатами нового поколения Жан-Франсуа Трамбле. — Очевидно, что развитие такой инфраструктуры открывает возможность экономического роста, вместе с этим устойчивое развитие рынка электромобилей неразрывно связано с рентабельностью электрозарядной инфраструктуры».
Осуществляемый в Соединенных Штатах трехлетний проект EV Project (EV — английская аббревиатура, обозначающая электромобиль) на данный момент является крупнейшим по развитию инфраструктуры, необходимой для зарядки электромобилей. Проект Европейской комиссии Green e-Motion («зеленое» движение на электротяге) объединяет 42 партнерские организации, представляющие автомобильную промышленность, электроэнергетику, предприятия по сборке электромобилей, муниципалитеты, университеты и научно-исследовательские центры. Они консолидируют усилия для разработки единой системы, основанной на универсальных (подходящих для совместного использования) масштабируемых технических решениях и обеспечивающей платформу для устойчивого развития бизнеса.
Помимо очевидного потенциала, отмечают авторы исследования, сохраняется ряд рисков. Основной связан с рекламированием большинством компаний универсальных решений для разных групп потребителей — от энергетических фирм до предприятий, сдающих автомобили в прокат, отелей и домохозяйств. При этом у многих компаний пока нет дифференцированного подхода к потребителям, в связи с чем возникают сомнения в устойчивости их конкурентных преимуществ и показателей рентабельности.
Большое значение скорости принятия и реализации решений не гарантирует занятие определенной доли рынка. Скорее всего производство электрозарядного оборудования быстро станет массовым и низкорентабельным. Кроме того, не все участники процесса ответили на вопрос о функциях, которые в новой экосистеме будут выполнять производители электромобилей и энергетические компании. Создание устойчивой цепочки формирования добавленной стоимости вряд ли возможно, пока две основные заинтересованные стороны не решат, какие функции они готовы взять на себя.
«Государственные и отраслевые учреждения согласны с тем, что масштаб и универсальность являются обязательными условиями развития электрозарядной инфраструктуры, — замечает руководитель международного направления E&Y по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной промышленности Джефф Хеннинг. — Вместе с тем эффективная инфраструктура для эксплуатации электромобилей не обязательно предполагает создание электрозарядной станции на каждом перекрестке. Развитие инфраструктуры зависит от показателей рентабельности, которые должны быть устойчивыми для стимулирования инвестиций по мере развития рынка».
В целом развитие электрозарядной инфраструктуры, полагает г-н Хеннинг, по всей вероятности, станет увлекательной главой великой книги перевода транспортных средств на электрическую тягу.
Отчет E&Y был подготовлен на основе изучения опыта 143 компаний, занимающихся разработкой и созданием экологичных систем зарядки электромобилей. Он позволил определить принципы, исходя из которых сегодня предлагаются электрозарядные услуги.