Повысить эффективность компании не просто. Это комплексная работа. Надо учитывать множество не очевидных на первый взгляд взаимосвязей, проявляющихся в качестве и цене продукта. Поэтому важны не отдельные мероприятия, а постепенная настройка системы управления, порядка принятия решений на эффективность. Сначала нужно проанализировать ситуацию, понять слабые места, а затем либо сократить затраты, которые вскоре снова возрастут, либо постараться устранить коренную причину и создать условия для эффективной работы. На примере одного среднего предприятия рассмотрим, как его руководство приспосабливалось к непростой экономической ситуации.
Начинали 15 лет назад с производства входных дверей, постепенно занялись ремонтом квартир и закупкой сантехники.
Ситуация
Бизнес развивался успешно, но в кризисные годы компания столкнулась с высокой конкуренцией на рынке и катастрофическим падением продаж. Из десяти покупателей товар приобретали трое-четверо. То есть 60—70% потенциальных покупателей ничего не покупали. Для выяснения причин происходящего провели анализ и диагностику состояния компании и выявили ряд внутренних проблем:
- недостаточный обмен информацией между сотрудниками;
- дублирование функций;
- несогласованность в действиях сотрудников компании;
- нечеткое описание бизнес-процессов и рабочих мест;
- отсутствие единых правил управления компанией в целом;
- низкий уровень корпоративной культуры компании.
Отсутствие системного контроля не позволяло своевременно обнаружить брак в изготавливаемой продукции. Как следствие, снижалась производительность труда, увеличивались затраты и ухудшалось финансовое состояние компании.
Изменили стратегию
После обсуждения результатов анализа и диагностики решили изменить стратегию — перейти к узкой специализации ассортимента продукции и работать на конкретного клиента, развивая салонную торговлю. Для управления финансовыми рисками диверсифицировали бизнес и наряду с производством и торговлей начали развивать управление недвижимостью. Чтобы эффективнее использовать потенциал компании, одну часть построенного одноэтажного здания сдали в аренду, а другую оборудовали под салон дверей. Ожидаемые доходы от аренды предполагается направить на финансирование модернизации производства.
Делегировали полномочия и ответственность
Реализация стратегии потребовала изменить систему управления в компании. Руководство поставило задачу вовлечь сотрудников в процесс принятия и реализации ключевых решений, направленных на создание рабочей атмосферы, способствующей максимальной самоотдаче и повышению производительности труда. В качестве инструмента выбрали делегирование полномочий и ответственности с привлечением всего персонала к управлению.
К делегированию полномочий и ответственности подошли как к непрерывному процессу координации задач, налаживания эффективного взаимодействия между различными уровнями полномочий и согласования деятельности специалистов.
Технология и содержание преобразований, к которым приступили два года назад, заключались в следующем.
В ходе корпоративного обучения сотрудников разработали описания рабочих мест (ОРМ), разграничив полномочия и ответственность и определив диапазоны их делегирования. На основе ОРМ составили общую инструкцию по управлению (ОИУ), изложив основные принципы взаимодействия руководителей и сотрудников.
Проведенная работа позволила сделать прозрачными горизонтальные и вертикальные связи в организационной структуре между подразделениями (производство, розничная торговля и закупки, управление недвижимостью) и заложить основы развития корпоративной культуры, способствующей достижению стратегических целей. Самым большим препятствием на пути внедрения принципов делегирования оказалась корпоративная культура компании.
Выполнение требований ОРМ и ОИУ позволило разработать бизнес-процессы и сделать их открытыми для дальнейшего развития, наладить информационные потоки и повысить информированность сотрудников, ввести в практику контроль результатов работы, их анализ и выработку рекомендаций (выводов), а также практику проведения консультационных и служебных совещаний.
В результате был существенно расширен диапазон делегирования полномочий менеджеров компании.
Экономическая эффективность изменений
Уже в процессе внедрения принципов делегирования выявили новые возможности расширения бизнеса. Открыли три новых торговых точки салонного типа в удобном для клиентов месте. Объемы продаж за 1-е полугодие 2011 г. увеличились в 1,61 раза (по сравнению с 1-м полугодием 2010 г.). Положительная динамика результатов стала заметна уже во второй половине 2010 г.
Кроме того, провели ряд мероприятий по снижению расходов компании:
- уменьшили расходы на теплоснабжение на 40% (заменили устаревшую наземную теплотрассу на подземную и сократили теплопотери на 60—80%);
- отказались от затратной транспортной службы и нерентабельной торговой точки по продаже сантехнических изделий;
- оптимизировали бизнес-процессы и штат сотрудников (улучшили условия труда, четко разграничили рабочие процессы, ввели поэтапный контроль качества продукции).
В целом затраты компании снизились на 8—10%. При этом доля переменных затрат снизилась с 48% до 42%, а накладных расходов – с 23% до 21% выручки. Соответственно рентабельность продаж компании выросла в целом на 8%.
Таким образом, внедрение принципов делегирования полномочий позволило упорядочить функции управления и контроля и способствовало повышению эффективности работы каждого сотрудника.
Показатели работы компании до и после изменений
|
Было |
Стало |
Рост |
Ежемесячный план продаж четырех
|
2 500 000 |
3 300 000 |
1,32 |
Ежемесячный объем производства дверей |
Для 14 сотрудников —
|
Для 11 сотрудников —
|
1,46 |
Рост заработной платы сотрудников, руб. |
25 000—35 000 |
35 000—40 000 |
1,27 |
Изменение полномочий и ответственности менеджеров компании
Отдел |
Решение |
Как было |
Как стало |
Результаты |
Торговый отдел |
Система скидок |
Решения о предоставлении скидки принимали: до 7% — начальник торгового отдела; более 7% — заместитель генерального
|
Разработали систему скидок и закрепили возможный предел (размер) предоставляемой скидки. Полномочия и ответственность (материальную) по определению размера скидки делегировали продавцам-консультантам. До 7% скидки решение менеджер по продажам принимает самостоятельно |
Оптимизировали процесс оформления заказа по времени. Высвободили время руководству компании. Устранили дублирование функций |
Заказ товарно-материальных ценностей |
Заказы оформлялись в зависимости от ситуации: продавцами-консультантами; начальником торгового отдела |
Процесс закупки товарно-материальных ценностей был централизован и делегирован начальнику торгового отдела |
Устранили дублирование функций. Оптимизировали затраты на закупки. Высвободили время продавцам-консультантам
| |
Контакты
|
Консультациями и ответами на вопросы покупателей в большинстве случаев занимался начальник торгового отдела, иногда продавцы-консультанты (в зависимости от того, к кому обращался покупатель) |
Все полномочия по предоставлению консультаций и разъяснений делегированы продавцам-консультантам. Продажей товара (от ее начала и до завершения) занимается продавец-консультант |
Устранили дублирование функций. Оптимизировали процесс обслуживания покупателей. Повысили ответственность продавцов-консультантов, и они вынуждены проявлять гибкость при принятии решений | |
Производство |
Поэтапный контроль качества изготавливаемой продукции |
Необходимый контроль отсутствовал. Частично его выполняли начальник производства, мастер производства, заместитель генерального директора |
Разработали систему и порядок отражения результатов контроля. Обязанности проведения поэтапного контроля качества закреплены за мастером производства (ОРМ мастера) |
Устранили дублирование функций. Повысили качество выпускаемой продукции и снизили брак. Оптимизировали затраты на изготовление продукции |
Управление недвижимостью |
Контакты
|
Все контакты осуществлял генеральный директор и его заместитель |
Разработали нормы и стандарты принятия решений по управлению недвижимостью. Полномочия по регулированию взаимоотношений с арендаторами закрепили за заместителем генерального директора (ОРМ) |
Устранили дублирование функций
|
Организационное управление |
Принятие
|
Решения по оргвопросам на всех уровнях принимались генеральным директором либо согласовывались с ним |
Решения принимаются лицами в соответствии с их компетенцией в рамках делегированных диапазонов. Вышестоящее руководство контролирует результаты |
Устранили дублирование функций. Взаимоотношения между руководством и сотрудниками
Минимизирована вероятность обратного делегирования |