Повышаем эффективность компании

| статьи | печать

Повысить эффективность компании не просто. Это комплексная работа. Надо учитывать множество не очевидных на первый взгляд взаимосвязей, проявляющихся в качестве и цене продукта. Поэтому важны не отдельные мероприятия, а постепенная настройка системы управления, порядка принятия решений на эффективность. Сначала нужно проанализировать ситуацию, понять слабые места, а затем либо сократить затраты, которые вскоре снова возрастут, либо постараться устранить коренную причину и создать условия для эффективной работы. На примере одного среднего предприятия рассмотрим, как его руководство приспосабливалось к непростой экономической ситуации.

Начинали 15 лет назад с производства входных дверей, постепенно занялись ремонтом квартир и закупкой сантехники.

Ситуация

Бизнес развивался успешно, но в кризисные годы компания столкнулась с высокой конкуренцией на рынке и катастрофическим падением продаж. Из десяти покупателей товар приобретали трое-четверо. То есть 60—70% потенциальных покупателей ничего не покупали. Для выяснения причин происходящего провели анализ и диагностику состояния компании и выявили ряд внутренних проблем:

  • недостаточный обмен информацией между сотрудниками;
  • дублирование функций;
  • несогласованность в действиях сотрудников компании;
  • нечеткое описание бизнес-процессов и рабочих мест;
  • отсутствие единых правил управления компанией в целом;
  • низкий уровень корпоративной культуры компании.

Отсутствие системного контроля не позволяло своевременно обнаружить брак в изготавливаемой продукции. Как следствие, снижалась производительность труда, увеличивались затраты и ухудшалось финансовое состояние компании.

Изменили стратегию

После обсуждения результатов анализа и диагностики решили изменить стратегию — перейти к узкой специализации ассортимента продукции и работать на конкретного клиента, развивая салонную торговлю. Для управления финансовыми рисками диверсифицировали бизнес и наряду с производством и торговлей начали развивать управление недвижимостью. Чтобы эффективнее использовать потенциал компании, одну часть построенного одноэтажного здания сдали в аренду, а другую оборудовали под салон дверей. Ожидаемые доходы от аренды предполагается направить на финансирование модернизации производства.

Делегировали полномочия и ответственность

Реализация стратегии потребовала изменить систему управления в компании. Руководство поставило задачу вовлечь сотрудников в процесс принятия и реализации ключевых решений, направленных на создание рабочей атмосферы, способствующей максимальной самоотдаче и повышению производительности труда. В качестве инструмента выбрали делегирование полномочий и ответственности с привлечением всего персонала к управлению.

К делегированию полномочий и ответственности подошли как к непрерывному процессу координации задач, налаживания эффективного взаимодействия между различными уровнями полномочий и согласования деятельности специалистов.

Технология и содержание преобразований, к которым приступили два года назад, заключались в следующем.

В ходе корпоративного обучения сотрудников разработали описания рабочих мест (ОРМ), разграничив полномочия и ответственность и определив диапазоны их делегирования. На основе ОРМ составили общую инструкцию по управлению (ОИУ), изложив основные принципы взаимодействия руководителей и сотрудников.

Проведенная работа позволила сделать прозрачными горизонтальные и вертикальные связи в организационной структуре между подразделениями (производство, розничная торговля и закупки, управление недвижимостью) и заложить основы развития корпоративной культуры, способствующей достижению стратегических целей. Самым большим препятствием на пути внедрения принципов делегирования оказалась корпоративная культура компании.

Выполнение требований ОРМ и ОИУ позволило разработать бизнес-процессы и сделать их открытыми для дальнейшего развития, наладить информационные потоки и повысить информированность сотрудников, ввести в практику контроль результатов работы, их анализ и выработку рекомендаций (выводов), а также практику проведения консультационных и служебных совещаний.

В результате был существенно расширен диапазон делегирования полномочий менеджеров компании.

Экономическая эффективность изменений

Уже в процессе внедрения принципов делегирования выявили новые возможности расширения бизнеса. Открыли три новых торговых точки салонного типа в удобном для клиентов месте. Объемы продаж за 1-е полугодие 2011 г. увеличились в 1,61 раза (по сравнению с 1-м полугодием 2010 г.). Положительная динамика результатов стала заметна уже во второй половине 2010 г.

Кроме того, провели ряд мероприятий по снижению расходов компании:

  • уменьшили расходы на теплоснабжение на 40% (заменили устаревшую наземную теплотрассу на подземную и сократили теплопотери на 60—80%);
  • отказались от затратной транспортной службы и нерентабельной торговой точки по продаже сантехнических изделий;
  • оптимизировали бизнес-процессы и штат сотрудников (улучшили условия труда, четко разграничили рабочие процессы, ввели поэтапный контроль качества продукции).

В целом затраты компании снизились на 8—10%. При этом доля переменных затрат снизилась с 48% до 42%, а накладных расходов – с 23% до 21% выручки. Соответственно рентабельность продаж компании выросла в целом на 8%.

Таким образом, внедрение принципов делегирования полномочий позволило упорядочить функции управления и контроля и способствовало повышению эффективности работы каждого сотрудника.


Показатели работы компании до и после изменений

Было

Стало

Рост

Ежемесячный план продаж четырех
продавцов-консультантов, руб.

2 500 000

3 300 000

1,32

Ежемесячный объем производства дверей

Для 14 сотрудников —
30—35 дверей

Для 11 сотрудников —
45—50 дверей

1,46

Рост заработной платы сотрудников, руб.

25 000—35 000

35 000—40 000

1,27

Изменение полномочий и ответственности менеджеров компании

Отдел

Решение

Как было

Как стало

Результаты

Торговый отдел

Система скидок

Решения о предоставлении скидки принимали:

до 7% — начальник торгового отдела;

более 7% — заместитель генерального
директора и (или) генеральный директор

Разработали систему скидок и закрепили возможный предел (размер) предоставляемой скидки. Полномочия и ответственность (материальную) по определению размера скидки делегировали продавцам-консультантам.

До 7% скидки решение менеджер по продажам принимает самостоятельно

Оптимизировали процесс оформления заказа по времени.

Высвободили время руководству компании.

Устранили дублирование функций

Заказ товарно-материальных ценностей

Заказы оформлялись в зависимости от ситуации:

продавцами-консультантами;

начальником торгового отдела

Процесс закупки товарно-материальных ценностей был централизован и делегирован начальнику торгового отдела

Устранили дублирование функций.

Оптимизировали затраты на закупки.

Высвободили время продавцам-консультантам
на выполнение своих непосредственных функций продаж
в торговом процессе

Контакты
с покупателями

Консультациями и ответами на вопросы покупателей в большинстве случаев занимался начальник торгового отдела, иногда продавцы-консультанты (в зависимости от того, к кому обращался покупатель)

Все полномочия по предоставлению консультаций и разъяснений делегированы продавцам-консультантам. Продажей товара (от ее начала и до завершения) занимается продавец-консультант

Устранили дублирование функций.

Оптимизировали процесс обслуживания покупателей.

Повысили ответственность продавцов-консультантов, и они вынуждены проявлять гибкость при принятии решений

Производство

Поэтапный контроль качества изготавливаемой продукции

Необходимый контроль отсутствовал.

Частично его выполняли начальник производства, мастер производства, заместитель генерального директора

Разработали систему и порядок отражения результатов контроля.

Обязанности проведения поэтапного контроля качества закреплены за мастером производства (ОРМ мастера)

Устранили дублирование функций.

Повысили качество выпускаемой продукции и снизили брак.

Оптимизировали затраты на изготовление продукции

Управление недвижимостью

Контакты
с арендаторами

Все контакты осуществлял генеральный директор и его заместитель

Разработали нормы и стандарты принятия решений по управлению недвижимостью. Полномочия по регулированию взаимоотношений с арендаторами закрепили за заместителем генерального директора (ОРМ)

Устранили дублирование функций

Организационное управление

Принятие
решений

Решения по оргвопросам на всех уровнях принимались генеральным директором либо согласовывались с ним

Решения принимаются лицами в соответствии с их компетенцией в рамках делегированных диапазонов. Вышестоящее руководство контролирует результаты

Устранили дублирование функций.

Взаимоотношения между руководством и сотрудниками
определены в рамках иерархической структуры компании.

Минимизирована вероятность обратного делегирования