В условиях дефицита свободных денежных средств вопросы создания и развития системы мер материального поощрения работников, направленных на краткосрочную перспективу, для большинства компаний отошли на второй план. Актуальной остается проблема выстраивания взаимосвязи между стратегией компании и мотивацией руководителей высшего звена, сближения интересов менеджеров и акционеров. Одним из возможных путей решения проблемы является разработка и принятие программ долгосрочного вознаграждения топ-менеджеров.
В процессе первоначального накопления капитала собственники не часто задумывались о кадровых вопросах. Главная задача, стоявшая перед российскими предпринимателями, заключалась в захвате максимального количества конкретных рыночных сегментов. Этот подход хорошо иллюстрирует девиз: «главное — ввязаться в бой, а там посмотрим». В эпоху головокружительных процентов прибыли и бескрайних просторов неосвоенного рыночного пространства ключевые посты в компаниях занимали собственники бизнеса и их доверенные лица.
Ситуация начала меняться по мере развития экономики и усложнения отношений между ее субъектами. Компании стали избавляться от непрофильных активов, все больше задумываясь о грамотном управлении ресурсами. Предприниматели столкнулись с довольно низкой заинтересованностью персонала в достижении выгодных для компании целей и задач.
В основном программы долгосрочного вознаграждения предоставляют руководителям право выкупить конкретное число акций компании по истечении определенного срока при условии достижения компанией запланированных результатов (например, выход на биржу, получение необходимого уровня прибыли или определенной цены на акции) по цене, установленной на начало реализации программы.
Обратите внимание
В связи с тем что успешное развитие компании значительно влияет на стоимость ее акций, такой подход позволяет совместить мотивационный эффект от материальной выгоды, получаемой руководителями — участниками программы благодаря приросту стоимости акций компании, со сближением их интересов с интересами акционеров за счет участия в акционерном капитале.
По заслугам!
Основой механизма реализации программ долгосрочного вознаграждения работников является использование опционов. В соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ) опцион эмитента — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право (но не обязанность) ее владельца на покупку в предусмотренный срок и (или) при наступлении определенных обстоятельств конкретного количества акций эмитента по оговоренной цене.
Таким образом, опцион позволяет реализовать потребности компании в формировании условий, необходимых для возникновения у руководителей права на приобретение акций. В то же время с точки зрения Трудового кодекса РФ опцион на покупку акций может быть квалифицирован как форма неденежного поощрения или стимулирования работника.
В соответствии с положениями ст. 131 ТК РФ неденежная форма поощрения не может превышать 20% от общей суммы заработной платы. Определение заработной платы, приведенное в ст. 129 Трудового кодекса РФ, допускает выплаты стимулирующего характера, а опцион на акции является поощрением или стимулом для достижения определенных трудовых результатов. Таким образом, существует ограничение по размеру «выплат» в форме акций или материальной выгоды, предусмотренных опционной программой.
Реализация программы на основе опционов эмитента позволяет наделить руководителей акциями только после истечения срока программы и при наступлении заранее предусмотренных обстоятельств. Тем не менее в течение всего срока действия программы они будут являться собственниками опционов — ценных бумаг, гарантирующих право на приобретение акций в будущем.
Опционные программы могут предусматривать несколько вариантов перехода прав на приобретаемые акции: например, по истечении определенного периода или в самом начале реализации программы, но с обременением до окончания срока ее действия.
Принимая решение о внедрении опционной программы, акционеры в первую очередь должны определить круг ее участников. Данному условию наиболее полно соответствует размещение опционов по закрытой подписке среди определенного круга лиц.
Обратите внимание
Размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) по закрытой подписке требует одобрения тремя четвертями голосов на общем собрании, что существенно затрудняет использование данного механизма. Кроме того, у акционеров, голосовавших против решения о размещении опционов либо не участвовавших в голосовании, возникает преимущественное право на их приобретение.
Это вносит элемент непредсказуемости в планы компании по внедрению опционной программы и определению круга ее участников. Также следует учитывать, что возможность закрытой подписки для открытых акционерных обществ может быть ограничена уставом.
При размещении опционов по открытой подписке существует проблема реализации акционерами преимущественного права на их приобретение. Акционеры как самостоятельные субъекты права не связаны обязательствами компании, и реализация ими преимущественного права лишит участников программы возможности получить опционы.
Необходимо иметь в виду, что количество акций определенной категории (типа), право на приобретение которых предоставляют опционы, не может превышать 5% акций, размещенных на дату представления документов для госрегистрации выпуска опционов. Данное положение, с одной стороны, гарантирует защиту интересов акционеров от размывания их пакетов акций, если работники компании реализуют приобретенные ценные бумаги третьим лицам. С другой стороны, оно может стать существенным препятствием при реализации программы долгосрочного вознаграждения работников.
Для реализации опционной программы компания может осуществить дополнительный выпуск акций. Однако следует отметить, что эмиссия — процесс трудоемкий и может привести к изменению долей участия акционеров в капитале компании.
Как удержать специалиста
Опцион является именной ценной бумагой, что указывает на строгую привязку к личности конкретного работника. Благодаря этому компания определяет, кто из сотрудников может рассчитывать на получение большего процента акций. Кроме того, менеджер, принявший подобную ценную бумагу, уверен, что именно он, а не кто-нибудь иной приобретет указанное в ней количество акций.
Обратите внимание
Решение о выпуске опционов может предусматривать ограничения на их обращение. Например, допустимо указать, что опцион действует лишь до тех пор, пока его владелец работает в компании. Это позволит удержать высококвалифицированных специалистов. Помимо этого компания вправе установить, что владелец опциона не может передавать права по этой ценной бумаге третьим лицам.
Владелец опциона наделяется правом приобрести акции по строго фиксированной цене (чаще всего цена исполнения опциона устанавливается на уровне текущей рыночной оценки).
При этом необходимо соблюдать установленный законодательством процесс:
- компания не вправе размещать опционы, если количество объявленных акций меньше числа акций, право на приобретение которых предоставляют опционы. Подобная мера ограждает работников от махинаций собственников, ведь в противном случае органы управления компании могут принять решение о выпуске большого числа ничем не обеспеченных опционов, что заставит многих сотрудников прилагать усилия для повышения капитализации компании. Когда же придет срок покупки акций, выяснится, что их на всех не хватит;
- размещение опционов эмитента возможно только после полной оплаты уставного капитала общества. Данная мера направлена на то, чтобы не допустить ущемления прав рядовых сотрудников, если учредители не смогут полностью оплатить уставный капитал, что приведет к его уменьшению или даже к ликвидации компании;
- общество не вправе принимать решения об изменении прав, предоставляемых акциями, в которые могут быть конвертированы опционы. При отсутствии подобного требования может возникнуть следующая ситуация. Собственники убеждают сотрудников компании приобрести опционы, которые в будущем можно конвертировать в привилегированные акции. Впоследствии созывается общее собрание, которое принимает решение о снижении размера дивиденда на одну привилегированную акцию… Владельцы опционов скорее всего не приобрели бы их при таких условиях. Принимая решение о выпуске опционов, надо осознавать, что этот инструмент будет эффективен лишь в отношении публичных компаний, которые заботятся о своей репутации, повышают уровень корпоративного управления и акции которых свободно обращаются на фондовом рынке. Ведь основная выгода для работников заключается именно в последующей перепродаже акций на вторичном рынке. При этом мажоритарные акционеры не пострадают, если сотрудники продадут приобретенные акции третьим лицам. Дело в том, что пакет акций, направляемый на это мероприятие, не превышает 5% от их общего количества и к тому же он приобретается на вторичном рынке.
Высокое жалование — хорошо, чувство сопричастности — бесценно
Могут ли непубличные компании рассчитывать на отдачу от выпуска опционов? Само собой, они вряд ли смогут разместить их среди рядовых служащих, которые прежде всего рассчитывают на перепродажу акций, а если те не имеют развитого вторичного рынка и их будет затруднительно реализовать по цене, превышающей покупную, вряд ли найдется желающий приобрести 0,0001% акций.
В этом случае опционы становятся эффективным инструментом повышения мотивации высшего управленческого звена. Многие топ-менеджеры не просто хотят получать высокое жалованье, им необходимо ощущать причастность к общему делу, чувствовать вовлеченность в принятие стратегических решений. Вот почему их отдача, а также лояльность к компании возрастают в разы, когда они становятся миноритарными акционерами.
Обычной практикой опционных программ является предоставление участникам права после определенного срока выкупить акции по рыночной цене на момент начала реализации программы. Тем не менее некоторые компании, структурируя опционную программу, планируют продать акции руководителям со значительным дисконтом от рыночной стоимости или передать безвозмездно.
Необходимо учитывать требования законодательства к определению цены размещения опционов и конвертации в акции. В соответствии с Законом о РЦБ опционы размещаются по цене, определенной в решении об их размещении путем подписки, которая не может быть ниже номинальной стоимости акций, в которые данный опцион может быть сконвертирован.
В решение о выпуске должна быть также внесена цена приобретения указанных акций или порядок ее определения в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента.
Таким образом, при использовании опционов акции компании могут быть приобретены участниками только на возмездной основе, а цена их приобретения складывается:
- из цены размещения опциона, которая не может быть ниже номинальной стоимости акций, права на приобретение которых предоставляет опцион. Данная цена уплачивается при размещении опциона;
- цены приобретения акции, указанной в опционе и уплачиваемой в момент его конвертации в акции.
Опционы-фантомы становятся популярнее
Поскольку ключевым положением долгосрочных программ вознаграждения работников является стоимость акций, возникает вопрос об эффективности таких программ в условиях падения и непредсказуемой изменчивости фондового рынка. В связи с этим большую популярность получают так называемые фантомные опционы.
Суть такого опциона заключается в закреплении в трудовом договоре, положении о премировании либо ином локальном акте компании определенного размера денежного вознаграждения лица через прирост стоимости пакета акций за конкретный период. При этом работник не приобретает акции.
В качестве примера закрепления механизма фантомного опциона приведем стандартную формулировку: «Работник имеет право на ежегодную премию, эквивалентную приросту стоимости акций компании, исчисляемую путем вычитания стоимости акций компании на момент открытия торгов в первую торговую сессию января соответствующего финансового года из стоимости акций компании на момент закрытия торгов в последнюю торговую сессию декабря соответствующего финансового года для пакета в 100 000 акций компании».
Предусмотрена следующая процедура выпуска опционов:
1) принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.
На этом этапе созывается общее собрание, которое должно приять соответствующее решение. Однако, если это предусмотрено уставом, данный вопрос может входить в компетенцию совета директоров (этот вариант удобнее с точки зрения оперативности принятия решения);
2) регистрация выпуска.
Прежде чем размещать ценные бумаги среди сотрудников, обществу следует зарегистрировать выпуск ценных бумаг;
3) если имел место выпуск ценных бумаг в документарной форме, требуется изготовить их сертификаты (это процесс дорогостоящий и длительный, поэтому целесообразнее осуществлять выпуск в бездокументарной форме);
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) регистрация отчета об итогах выпуска.
Ложка дегтя…
Обдумывая вопрос о выпуске опционов, следует учитывать минусы. Массовое распространение опционов послужило катализатором крупных корпоративных скандалов. Интересы собственников и топ-менеджеров, извлекавших наибольшую прибыль от исполнения опционов, зачастую стали не совпадать. В связи с этим руководители многих компаний искажали финансовую отчетность; исполнение опционов сопровождалось необоснованно огромными вознаграждениями, не связанными с реальными показателями деятельности компаний, сокрытием информации о предоставлении опционов от акционеров.
Следовательно, основным акционерам компании нужно установить более жесткий контроль деятельности высшего руководства. При этом основной упор разумнее делать на ревизионную комиссию, не превращая ее в ненужный орган общества, формируемый только в силу требования закона. Именно члены ревизионной комиссии смогут вовремя распознать искусственное завышение отдельных показателей общества.
Исходя из опыта западных компаний можно выделить еще одну опасность, которую таят в себе опционы. Итак, выгода держателя опциона прямо пропорциональна росту котировок компании. Основываясь на этом, менеджеры прилагают все усилия для повышения рыночной стоимости акций. Разумеется, основная масса управленцев не идет на финансовые махинации для повышения капитализации компании. В то же время большой проблемой для западных корпораций стало временное повышение рыночных котировок. В этом случае меры, предпринимаемые руководством, приводят к краткосрочным головокружительным успехам, за которыми следуют финансовые провалы.
Реализация опционной программы всегда носит комплексный характер, и выбор лежащего в ее основе юридического механизма должен осуществляться в том числе с учетом налоговых последствий для компании и участников, а также вопросов отражения в бухгалтерской отчетности.
Вопрос-ответ
Может ли сотрудник компании, владеющий опционом, продать его физическому лицу, не работающему в этой компании?
Все зависит от условий выпуска опционов. Дело в том, что, принимая соответствующее решение, компания вправе установить ограничения на обращение этих ценных бумаг. Например, может быть указано, что опционами могут владеть только сотрудники этой фирмы.
Вправе ли владелец опциона отказаться от выкупа ценных бумаг?
Опцион эмитента закрепляет всего лишь право, а не обязанность его владельца на покупку акций компании по заранее определенной цене. Таким образом, если сотрудник не желает приобретать акции (например, в связи с тем, что текущий курс акций намного ниже выкупной цены и при этом имеет тенденцию к падению), никто не вправе его заставить.
Допустимо ли руководству компании лишить работника опциона (например, за отсутствие должного рвения в работе, вынесения выговора, наложения взыскания и т.д.)?
Нет, какую бы высокую должность в компании ни занимало должностное лицо, оно не правомочно лишать владельца ценной бумаги принадлежащего ему имущества.
Может ли компания вместо обыкновенных акций, отраженных в опционе, продать владельцу привилегированные или иным другим способом изменить условия опциона?
Нет. Опцион эмитента является эмиссионной ценной бумагой, выпуск которой регистрируется в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Следовательно, все условия выпуска фиксируются в государственном органе и в случае невыполнения компанией взятых на себя обязательств могут быть обжалованы в судебном порядке.
Может ли владелец опциона приобрести только часть ценных бумаг, на которые он имеет право, либо должен купить весь пакет, указанный в опционе?
Владелец опциона имеет право приобрести любое количество акций в пределах значения, указанного в опционе.
Вправе ли сотрудник, купивший акции компании в соответствии с опционом, продать их на вторичном рынке по цене, значительно превышающей покупную?
Да, вправе. Собственник акций может самостоятельно определять их судьбу, не обращая внимания на окончательную цену продажи.
Распространенные системы долгосрочного стимулирования топ-менеджеров
Тип |
Определение стимулирования |
Описание |
Опцион на выкуп
|
Менеджеру предоставляется право на выкуп акций компании по фиксированной цене в течение определенного периода |
Компания принимает на себя обязательство перед сотрудником через определенный срок продать ему акции по заранее оговоренной фиксированной цене. Если к сроку реализации опциона рыночная цена акций компании превысит фиксированную, сотрудник выкупает их и получает свой доход от роста капитализации компании |
Неспецифические
|
Сотрудник может выкупить акции компании в течение определенного периода по ограниченной цене или в рамках установленных условий акций, которые будут переданы менеджеру в случае достижения поставленных целей |
Правила приобретения и исполнения опционов (осуществления выплат) изначально устанавливает собственник компании, при этом правила не меняются на протяжении срока действия опциона.
|
Премиальные акции |
Сотруднику предоставляется право на безвозмездное получение пакета акций. Заранее определяется количество акций, которые будут переданы менеджеру в случае достижения поставленных целей и условия владения акциями |
Акции обеспечивают сотруднику гарантированный возврат вложений. В случае роста котировок сотрудник получает прибыль, как и компания в целом, однако при падении курса акций для сотрудника сохраняется их первоначальная стоимость (рыночная стоимость акции на день получения опциона) |
Акции с ограничениями |
Сотруднику предоставляется право на безвозмездное получение пакета акций с ограничениями по их продаже. Определяется количество акций, которые будут переданы менеджеру в случае достижения поставленных целей |
Отличие этой программы от предыдущей в том, что на право менеджера продавать акции компании, которые он получает по результатам деятельности, собственник накладывает ограничения, как правило касающиеся сроков продажи акций или необходимости их продажи обратно в компанию. Ограничения защищают собственника от утраты контроля над акциями компании в случае увольнения менеджера |
Фантомные акции |
Система, которая позволяет менеджеру в конце заранее определенного периода получить не акции, а денежную сумму, эквивалентную разнице между нынешней и будущей стоимостью акций |
Программа фантомных акций позволяет собственнику компании использовать механизмы долгосрочного стимулирования топ-менеджеров без необходимости продавать или передавать в собственность менеджера акции компании. Такие программы снижают риски утраты акций, однако мотивационный потенциал фантомных акций может оказаться существенно ниже по сравнению с другими программами |
Виртуальные опционы |
В рамках этой программы компании прибегают к услугам независимых экспертов для оценки своей стоимости. Составляется формула оценки и договор, согласно которому в течение нескольких лет эффективность деятельности топ-менеджеров будет оцениваться по фиксированным в договоре показателям |
Реальных доходов топ-менеджерам виртуальные опционы не приносят, потому что внедряются в компаниях, акции которых еще нигде не котируются. Такие виртуальные опционы оказываются эффективными с точки зрения мотивации в тех случаях, когда компания размещает акции на бирже, а «виртуальные» опционы превращаются в реальные. Вместе с тем, с точки зрения многих руководителей, виртуальные опционы не имеют смысла, так как для реализации программы опционов акции непременно должны котироваться на бирже |