Несмотря на то что перевозки воздушным транспортом находятся по стоимости на первом месте, многие компании предпочитают отправлять работников в командировки самолетом. И это понятно: служебное задание будет выполнено быстрее. С какими трудностями может столкнуться бухгалтер при учете расходов на покупку авиабилетов?
Проблема первая: вычет НДС
По общему правилу, чтобы принять к вычету «входной» НДС, компания должна выполнить три условия:
1) приобрести услуги для облагаемых НДС операций;
2) принять эти услуги к учету;
3) на руках иметь правильно оформленный счет-фактуру, а в отдельных случаях иные документы, подтверждающие право на вычет.
При покупке билета по сути вносится предоплата за услуги по перевозке. Поэтому НДС, включенный в стоимость авиабилета, можно принять к вычету только после того, как такие услуги будут фактически оказаны (п. 1 ст. 172 НК РФ). На практике момент применения вычета определяется моментом утверждения авансового отчета работника, который был в командировке и использовал билет.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о составе и оформлении документов, подтверждающих право на применение вычета НДС, включенного в стоимость билета (перевозки). Как мы уже сказали, в общем случае налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 172 НК РФ). Но этим же пунктом определены случаи (они перечислены в п. 3, 6—8 ст. 171 НК РФ), когда вычет осуществляется и на основании иных документов. Так, в п. 7 ст. 171 НК РФ указаны командировочные расходы, к которым относятся и расходы на приобретение авиабилетов (расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно).
В пункте 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, сказано, что в случае приобретения услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Исходя из этого требования Минфин России делает вывод, что основанием для вычета НДС, уплаченного за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, является сумма налога, выделенная в проездном документе (билете) отдельной строкой. В этом случае счета-фактуры не требуются (письмо от 16.05.2005 № 03-04-11/112).
А если в билете НДС не выделен отдельно? Здесь без споров с проверяющими не обойтись. Без счета-фактуры от авиакомпании налоговики не разрешат принять налог к вычету.
Не удастся зачесть налог и в том случае, когда счет-фактуру на стоимость билета выставил агент авиакомпании, через которого был приобретен билет. Ведь агент, действующий от своего имени, но за счет принципала, не может выставлять от своего имени счет-фактуру, если НДС не был предъявлен принципалом. На это указано в письмах Минфина России от 12.10.2010 № 03-07-09/45 и УФНС России по г. Москве от 31.08.2009 № 16-15/090448.1.
НДС, приходящийся на стоимость услуг агентства, принимается к вычету на общих основаниях независимо от того, есть основания для применения вычета по самому билету или нет. Необходимым остается лишь условие об использовании билета (услуг по перевозке) в деятельности, облагаемой НДС, и наличие счета-фактуры от агента.
Проблема вторая: электронный билет
В последнее время компании все чаще приобретают билеты через Интернет. В этом случае бланк авиабилета отсутствует, а для подтверждения расходов требуется маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе. В нем должна быть указана стоимость перелета, с одновременным представлением посадочного талона (письма Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-07/20, от 01.02.2011 № 03-03-07/1 и др.).
Маршрут/квитанция, сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок, — документ строгой отчетности. Поэтому с ее помощью можно подтвердить расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения прибыли.
Напомним, что до вступления в силу приказа Минтранса России от 18.05.2010 № 117 (до 4 июля 2010 г.) маршрут/квитанция не признавалась документом строгой отчетности. Поэтому для подтверждения расходов на приобретение билета требовался также чек ККТ или бланк строгой отчетности, свидетельствовавший о фактической уплате денежных средств (письма Минфина России от 04.02.2009 № 03-03-07/3, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 № 16-15/115214 и др.).
Посадочный талон подтвердит, что перелет работника действительно состоялся по указанному в электронном билете маршруту (письма Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-07/20, от 01.02.2011 № 03-03-07/1, от 13.12.2010 № 03-03-06/4/123, от 01.07.2010 № 03-03-07/23 и др.).
На практике командированные сотрудники не всегда сохраняют посадочные талоны. Но их отсутствие не означает, что компания не может учесть стоимость перелета при расчете налога на прибыль. С такой позицией согласны и специалисты Минфина России. Они считают, что в такой ситуации расходы можно обосновать косвенно.
Например, документами, подтверждающими направление работника в командировку и его проживание (пребывание) в месте командировки можно подтвердить отметками в заграничном паспорте, счетами гостиниц и т.п. (письмо Минфина России от 04.06.2010 № 03-03-06/1/384). Подтвердит расход и справка транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 03-03-05/18).
Проблема третья: билет на иностранном языке
Нередко авиабилет, особенно в электронной форме, составляется на иностранном языке. Но документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Руководствуясь этими нормами, Минфин России сделал вывод о необходимости построчного перевода билета, составленного на иностранном языке, на русский язык (письма от 24.03.2010 № 03-03-07/6, от 22.03.2010 № 03-03-06/1/168, от 22.03.2010 № 03-03-05/57 и др.).
Налоговики придерживаются иной точки зрения. Она в пользу налогоплательщиков и облегчает работу бухгалтеров. ФНС России в письме от 26.04.2010 № ШС-37-3/656@ указала, что авиабилеты, в том числе электронные, имеют унифицированную международную форму.
Фамилия, имя пассажира записываются в билет латиницей способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора. А наименования реквизитов электронного билета, указанных на английском языке, совпадают с наименованием аналогичных реквизитов, отраженных в форме пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации, утвержденной приказом Минтранса России от 29.01.2008 № 15. Поэтому налоговики считают, что необязательно делать построчный перевод билета на русский язык.
Несмотря на такие благоприятные для налогоплательщиков разъяснения, на наш взгляд, лучше подстраховаться и перевести авиабилет на русский язык. Тем более что это может сделать и работник организации, стороннего специалиста привлекать не нужно (в частности, письма Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/168 и от 26.03.2010 № 03-08-05/1).
Переводить информацию, не имеющую существенного значения для подтверждения произведенных расходов (например, условия применения тарифа, правила авиаперевозки, правила перевозки багажа, иную информацию), не надо (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-07/6).