Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России провел исследование деятельности отечественных промышленных предприятий по модернизации производств и пришел к выводу, что российская индустрия в целом находится в начале этого процесса. В ближайшие три года 60% предприятий только планируют обновить оборудование, чтобы удержать внутренний рынок. О выходе со своими товарами на мировые рынки многие компании и не помышляют.
Проценты, которые не радуют
В опросе ЦМИ Сбербанка участвовало 698 предприятий более десяти отраслей из 72 регионов. Респонденты отбирались от крупного, среднего и малого бизнеса. Исследование проводилось в начале текущего года.
Как показал опрос, большинство российских предприятий ориентировано на внутренний рынок. У 83% компаний расходится весь сбыт, а у 88% — в России основные поставщики сырья и оборудования. И основные конкуренты у них отечественные.
Надежда Иванова, один из авторов исследования, отмечает, что масштабной зарубежной экспансии предприятия тоже не планируют, 36% вообще не собираются расширять рынок сбыта в ближайшие пять лет, 38% будут делать это внутри страны, почти 19% — только в странах СНГ и лишь 9% намерены работать и в дальнем зарубежье.
«Товары, производимые российской обрабатывающей промышленностью, можно смело назвать неторгуемыми», — считает Н. Иванова и поясняет, что в докризисные годы, несмотря на быстрый рост, обрабатывающий сектор, как и в советские времена, остался неразвитым.
Более двух третей опрошенных оценивают состояние своего оборудования как среднее и плохое. Комплексную модернизацию за последние пять лет провели 26% предприятий, а у 30% последний раз она была 30—40 лет назад.
О существенных инвестициях в приобретение технологий в предыдущие пять лет сообщили только на каждом шестом предприятии. И такая картина, по словам Н. Ивановой, вполне очевидна, поскольку внутренняя конкуренция мало способствует внедрению новых технологий.
Значительные инвестиции были у каждого четвертого предприятия, имеющего зарубежных конкурентов, и у каждого десятого среди тех, кто не имеет. Более половины предприятий легкой, пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, производства стройматериалов в новые технологии за последние десять лет вообще не инвестировали.
До инноваций дело не дошло
В ближайшие три года внедрять зарубежные технологии намерены 17% компаний, отечественные — 18,6%. Зато инвестировать в новое оборудование собираются 60%. Но замена станков еще не модернизация. Модернизация — это замена технологических цепочек, замечает председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев.
До инноваций в массовом порядке пока не дошло. Так, внедрение инновационных технологий важным для успеха бизнеса считают 10% российских промпредприятий. Собственные или заказные НИОКР есть у 39%. Как правило, это предприятия, имеющие зарубежных конкурентов (металлургия, химпром, нефтехимия).
«Основным препятствием для развития черной металлургии является медленный рост внутреннего рынка, — уверен представитель НЛМК Антон Базулев. — 70% потребителей нашей металлургической продукции — строители, а им мешают сложные бюрократические процедуры, поэтому металлурги вынуждены развивать продажи на экспорт».
«Заявления властей о модернизации экономики, наращивании доли несырьевого экспорта — правильные слова, но только слова, — оценивает ситуацию Сергей Цухло из Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. — Власть живет в своей системе представлений об экономике, предприятия — в своей».
Например, возможностей для роста за счет производительности труда, судя по опросам института Гайдара, не очень много: 64% предприятий считают ее нормальной и только 30% — низкой. Больших планов экспансии на мировые рынки у российских компаний никогда и не было, утверждает С. Цухло, промышленности хорошо бы удержать внутренний рынок. Пока удается. Главным препятствием для успешного развития предприятия назвали не налоги (они на третьем месте) и не рост соцвзносов (на пятом), а рост тарифов. Данный фактор отметили 79% опрошенных.
С начала года правительство думает, как ограничить рост тарифов. Не исключено, что бизнес таким образом пытается сигнализировать о важности данного вопроса, полагает Н. Иванова.
По мнению А. Базулева, быстрый рост тарифов не столько сдерживает развитие, сколько снижает конкурентоспособность продукции. С. Недорослев к главным препятствиям относит таможенные барьеры и отсутствие доступа к длинным и дешевым деньгам.