30 июня депутат Госдумы и президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков внес в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“» (законопроект № 571937-5). Изменения простые: Аксаков предлагает законодательно ввести такой термин, как «малый банк», и описать круг его полномочий — более узкий, чем у обычного банка.
Необходимость принятия этого закона его автор доказывает в пояснительной записке: закон нужен, чтобы помочь выжить тем банкам, которые не будут соответствовать новым нормам собственного капитала в 180 млн руб. (норма вводится с 1 января 2012 г.). Справедливость и необходимость повышения размеров собственного капитала много раз обсуждались, и все аргументы за и против приводились. Основной аргумент сторонников этой нормы: 180 млн руб. собственных средств позволит банкам отвечать за свои операции, в том числе рисковые.
Законопроект инициирован противниками приведенной нормы, которые указывали, что российская банковская система, не очень развитая в количественном и географическом смысле, сожмется еще больше. И многие регионы останутся без доступных банковских услуг. В пояснительной записке сказано: «По подсчетам специалистов, в настоящее время в 11 субъектах Российской Федерации вообще нет ни одного банка с капиталом более 180 млн руб. В то же время в целом по России банков с капиталом менее 180 млн руб. — 203 (на 1 июня 2011 г.)».
Предлагаемые изменения отличаются простотой и изяществом. Фактически внедряется новое понятие — «банк-light», или «малый банк». В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что малые банки сегодня занимают свою уникальную нишу, которая скорее всего не будет никем и ничем заполнена. В основном к этой категории относятся региональные банки, которые «тесно связаны с местной экономикой, часто отличаются высоким уровнем социальной ответственности и ориентированы на долгосрочное сотрудничество с региональным бизнесом и населением».
Суть предложения — не отбирать лицензии с 1 января у тех, кто не сможет дофинансировать собственный капитал до 180 млн руб., а трансформировать их в малые банки. Предполагается ввести требования оседлости (запрет на открытие филиалов в других регионах) и ограничения на те операции, которые считаются высокорисковыми: купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгметаллов, выдача банковских гарантий, доверительное управление деньгами и имуществом, осуществление операций с драгметаллами и драгкамнями, открытие счетов в иностранных кредитных организациях.
К сведению
Статья 1
Дополнить статью 1 частью пятой следующего содержания:
«Малый банк — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции и сделки, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций и сделок, а также отдельные ограничения деятельности малых банков устанавливаются статьей 5.1 настоящего Федерального закона.»;
Дополнить статьей 5.1 следующего содержания:
«Статья 5.1. Особенности осуществления банковских операций и сделок малыми банками.
Малые банки вправе осуществлять в сочетании банковские операции и сделки, за исключением операций и сделок, предусмотренных пунктами 6—8 части первой и пунктами 3 и 4 части третьей статьи 5 настоящего Федерального закона.
Малому банку запрещается:
1) открывать свои филиалы и иные структурные подразделения вне субъекта Российской Федерации, на территории которого находится головной офис. Не допускается нахождение головного офиса и органов управления малого банка на территориях разных субъектов Российской Федерации. Филиалы и иные структурные подразделения малых банков, функционирующие на территориях иных субъектов Российской Федерации, подлежат ликвидации с 1 января 2012 года;
2) открывать счета в иностранных кредитных организациях.»
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.
Как и предполагалось, Банк России 30 июня оставил ключевые процентные ставки без изменений. В пресс-релизе регулятор отметил снижение инфляционного давления и риски устойчивости экономического восстановления. После решения ЦБ РФ сохранить ставки на неизменном уровне кривая кросс-валютных свопов за неделю сдвинулась вниз на 5—10 п.п.
По мнению аналитиков ВТБ-Капитала, решение ЦБ РФ позитивно с точки зрения отношения инвесторов к долгосрочным рублевым облигациям. Они прогнозируют, что ужесточение денежно-кредитной политики Банка России произойдет не ранее осени, когда сойдут на нет сдерживающие инфляцию факторы — укрепление рубля и интервенции на рынке зерна. Поэтому, полагают в ВТБ-Капитале, вполне возможно, что в ближайшие месяцы будет иметь место дальнейшее сужение своп-базиса процентных и кросс-валютных свопов.
Прогнозы валютных курсов в сравнении с форвардной кривой
Прогнозы |
Прогнозы в сравнении с форвардными курсами |
Форвардные курсы | |||||||||||
Спот |
1 мес. |
3 мес. |
6 мес. |
1 год |
1 мес. |
3 мес. |
6 мес. |
1 год |
1 мес. |
3 мес. |
6 мес. |
1 год |
|
RUB/USD |
27,88 |
28,00 |
28,95 |
29,00 |
29,30 |
0,1% |
2,9% |
2,0% |
0,9% |
27,97 |
28,15 |
28,44 |
29,03 |
RUB/EUR |
40,30 |
39,76 |
40,53 |
39,15 |
38,09 |
–1,7% |
–0,3% |
–4,4% |
–8,3% |
40,46 |
40,64 |
40,95 |
41,54 |
RUB/Корзина |
33,47 |
33,29 |
34,16 |
33,57 |
33,26 |
–0,9% |
1,2% |
–1,5% |
–4,0% |
33,59 |
33,77 |
34,07 |
34,66 |
UR/USD |
1,45 |
1,42 |
1,40 |
1,35 |
1,30 |
–1.8% |
–3,1% |
–6,2% |
–9,1% |
1,45 |
1,44 |
1,44 |
1,43 |
Источник: Bloomberg, ВТБ-Капитал