Минтранс России подготовил законопроект, согласно которому все лоцманские услуги в морских портах России будет предоставлять единая государственная служба, созданная под эгидой транспортного ведомства.
В ведомстве учли прошлые ошибки
По словам заместителя министра транспорта Виктора Олерского, законопроект направлен на внешнее согласование в федеральные органы исполнительной власти: «В начале осени, думаю, он поступит на рассмотрение в Госдуму».
В свою очередь депутат Госдумы Михаил Ненашев отметил, что назрела необходимость в принятии такого закона, поскольку деятельность частных фирм — проводников судов в морских портах, входящих в Ассоциацию морских лоцманов, не всегда отвечает возросшим требованиям безопасности. При разработке документа в Минтрансе учли «прошлые ошибки».
О каких ошибках идет речь? Дело в том, что Минтранс не в первый раз приступает к решению данной проблемы.
Забастовки не вписываются в систему управления
Конфликт Минтранса и Ассоциации морских лоцманов начался десять лет назад, когда по инициативе транспортного ведомства было принято постановление Правительства РФ от 17.07.2001 № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов». Для частных лоцманов суть документа сводилась к тому, что им запрещалось работать в самых крупных российских портах. Это порты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Мурманска и Калининграда, отнесенные к категории стратегических. Частники приняли документ в штыки, что вполне объяснимо. Суммарные доходы только членов Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга аналитики оценивали в 250—300 млн руб. в год.
Лоцманы Санкт-Петербурга забастовали и парализовали работу крупнейшего в России международного порта. Прямые убытки морского порта составили около 450 000 долл. в сутки. Десятки торговых и пассажирских судов, в том числе иностранных, оказались блокированными в порту или на подходах к нему. Простаивали погрузчики, бригады докеров, нарушались сроки поставки грузов. Убытки владельцев грузов, по экспертным оценкам, превысили 250 млн долл. Международному имиджу порта был нанесен сильный удар. Петербургских коллег поддержали частные лоцманы Калининграда. Встал и этот порт.
Тяжбы на разных судебных уровнях завершились только через три года в Конституционном суде.
«Решение КС Ассоциация морских лоцманов трактовала как свою победу, — говорит М. Ненашев. — А зря. Если внимательно почитать то, что было сказано КС, выясняется: он признал правоту частных лоцманов не по сути, а по форме. КС нисколько не усомнился в праве государства отдавать или не отдавать лоцманское дело в частные руки. Он лишь указал, что оформить свое решение по этому поводу государство должно конституционным способом, то есть через федеральный закон, а вовсе не подзаконным актом вроде постановления правительства».
Авторитет Ассоциации морских лоцманов тогда серьезно пострадал из-за забастовки. После нее стало очевидно, что более надежную работу в порту способны обеспечить только государственные лоцманы.
«Здесь нет конфликта частника и государства, — уверен М. Ненашев, — просто из-за своей организационно-правовой формы частный лоцман в любой момент может отказаться выполнять работу, и никаких законных способов на него повлиять нет».
Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Игорь Русу уже заявил, что предприятие готово отказаться от лоцманской деятельности в пользу создания единой государственной лоцманской службы Минтранса.
В Ассоциации морских лоцманов пока не комментируют инициативу транспортного ведомства, поскольку документ еще не получили, но, похоже, готовы защищать свои интересы в судах.
Между тем в Минтрансе ссылаются на действующую практику в авиации, где в компаниях перевозчиков и аэропортах в полном объеме присутствует частный капитал. Но управление воздушным движением и диспетчерские службы полностью находятся в руках государства. Такая же система должна действовать и в сфере морского транспорта, считают в ведомстве. Управлением движения судов в акваториях морских портов обязаны заниматься государственные службы капитанов портов, частью которых являются лоцманские бригады.