Жесткая критика громоздкой и централизованной модели государственного управления привела Дэвида Кэмерона в 2010 г. к политическому олимпу в Великобритании. В его правительстве учрежден пост министра по вопросам децентрализации. Началась масштабная реформа и местного самоуправления. Об этом на вопросы «ЭЖ» ответила исследователь сферы муниципального управления из Бирмингема Эльза Конати.
«ЭЖ»: Чем вызваны начинания нового кабинета министров?
Э.К.: Выступая в палате общин перед членами специального комитета по вопросам местного самоуправления, министр по делам децентрализации Грег Кларк назвал три побудительных мотива:
- общественные услуги должны подстраиваться под людей, а не наоборот;
- вначале централизованное введение стандартов общественных услуг привело к успеху, но сейчас отдача от стандартизации управления постоянно снижается;
- централизация начинает приводить к недееспособности правительства.
Министр признался, что окончательно убедился в необходимости форсированной децентрализации, когда из социологических исследований узнал, что даже активное население не верит в возможность повлиять на принятие местных решений.
В результате по настоянию господина Г. Кларка и премьер-министра Д. Кэмерона министерство по делам общин и местного самоуправления разработало закон о децентрализации.
«ЭЖ»: Президент РФ Д. Медведев обязал правительство к декабрю подготовить предложения по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Когда у вас примут закон?
Э.К.: Прошли два чтения. Заканчивается подготовка документа к третьему, окончательному, чтению. Ждать осталось недолго.
«ЭЖ»: В чем суть предлагаемых новаций?
Э.К.: В законопроекте прописана четкая программа безотлагательных преобразований. Назову только шесть, на мой взгляд, ключевых.
Первое. Изменение порядка установления общих полномочий местного самоуправления. Оно вызвано тем, что местная власть выполняет только те функции, которые предписаны законодательством. С принятием нового закона органы местного самоуправления смогут делать все, что не запрещено законодательством.
Второе. Пересмотр принципов финансирования органов местного самоуправления. К концу лета будет завершен анализ действующей практики. И не исключено, что в местные бюджеты будет поступать большая часть налога на собственность предприятий. Сейчас он уходит в Лондон, а затем раздается муниципалитетам по сложной формуле бюджетного выравнивания.
«ЭЖ»: ?..
Э.К.: Да, у нас ситуация, схожая с вашей.
Третье. Упраздняются комитеты по стандартам с функциями надзора за деятельностью местных депутатов. Взамен вводится уголовная ответственность муниципальных депутатов за сокрытие собственных интересов и злоупотребление полномочиями.
Четвертое. В 12 крупнейших городах Великобритании вводятся прямые выборы мэров. Ранее в них глав муниципалитетов выбирали депутаты местных советов. Как правило, градоначальником становился лидер местного отделения партии, победившей на местных выборах. По мнению правительства, мэр, независимый от местной элиты и от Лондона, направит местную политику и экономику на выполнение социальных задач в интересах избравшего его населения.
Пятое. В сфере девелопмента предлагается ряд полномочий по строительству и разработке проектов застройки передать от территориальных архитектурно-планировочных управленческих структур местным сообществам.
Шестое. Устанавливается право общины на конкуренцию и на право выкупа. Кстати, за аналогичные действия в России выступает ваша газета. Я с интересом прочла в нескольких номерах о законодательных мерах по приобретению российскими муниципиями права на формирование эффективных собственников на территориях.
«ЭЖ»: Спасибо на добром слове!
Э.К.: Это я к тому, что в разных странах решаются одинаковые проблемы. И у нас местные налоги обеспечивают лишь 5% собственных доходов муниципалитетов, которые 95% финансовых средств получают в виде государственного гранта через казначейство. Наши эксперты тоже выступают за передачу большой части подоходного налога в местные бюджеты. Например, профессор Джон Стюарт из Бирмингема и профессор Лондонской школы экономики Джордж Джонс считают, что это повысит подотчетность местной власти населению. Но продолжу...
Итак, право выкупа позволяет органам местного самоуправления продлить срок тендера или задержать продажу имущества для того, чтобы у заинтересованной в приобретении местной общины появилось время на оформление заявки для участия в торгах и сбор нужных средств. А право на конкуренцию дает возможность благотворительным и общественным организациям и инициативным группам местных активистов претендовать на оказание публичных услуг, обеспечиваемых местным бюджетом.
«ЭЖ»: Какие механизмы реализации нового закона заложены в его нормы?
Э.К.: О, это самый острый вопрос, ведь базовым принципом муниципального управления по Европейской хартии местного самоуправления является участие населения в принятии местных решений и в предоставлении местных услуг. Профессор Хелен Салливан из университета Бирмингема считает, что закон сильно выиграл бы, если бы в него были интегрированы элементы управленческой модели Neigbourhood Management.
Точного перевода этого термина на русский язык нет. Могу только передать его смысл. Это модель управления на местном уровне с использованием местных ресурсов и местного интеллекта.
Десять лет назад такой метод муниципального управления выбрал городской совет Бирмингема, а процесс его адаптации и усовершенствования продолжается по сей день. Политически рискованно и технически сложно удерживать в равновесии интересы множества групп людей в миллионном городе. Нужна повседневная большая работа жителей и должностных лиц.
«ЭЖ»: Опыт Бирмингема и других муниципалитетов, использующих метод Neigbourhood Management, свидетельствует о том, что можно повысить качество оказания услуг без повышения их стоимости.
Э.К.: Не все зависит от местной власти. Если в Бирмингеме удалось гибко и рационально провести децентрализацию полномочий, то в бедных муниципиях даже в рамках этой модели необходимы согласованные действия местной и центральной власти. Местные группы территориальных сообществ финансово уязвимы и легко разваливаются без надежного источника финансирования. Центральное правительство обязано обеспечить инвестиции для развития и поддержки независимых инициатив общин, под которыми я имею в виду и муниципальные образования, и местные сообщества.
Neigbourhood Management очерчивает те области, в которых дальнейшее искажение отношений между государством и местным самоуправлением вступает в конфликт с возможностями органов местного самоуправления сотрудничать с населением. Этот метод муниципального управления обеспечивает:
- гарантии приоритета согласия с населением органов местного самоуправления, особенно в ключевых управленческих вопросах;
- защиту прав депутатов местных советов на лидерские функции в своих избирательных округах;
- согласованность между низовой демократией и предоставлением услуг на местном уровне;
- уровень финансовой независимости и гибкости, необходимый для эффективного участия избирателей в принятии решений и предоставлении публичных услуг в муниципиях.
«ЭЖ»: Эльза, спасибо за полезную информацию и прекрасное владение русским языком! Удачи вам!
Э.К.: Thank you very much! И вам того же! Good luck!
Справка
Шесть направлений децентрализации британского правительства:
- Облегчение бюрократического бремени
- Предоставление местным сообществам возможности проводить собственные решения
- Усиление местного контроля над государственным финансированием
- Повышение разнообразия предоставляемых общественных услуг
- Повышение открытости правительства для общественного надзора
- Усиление подотчетности уровней власти местному населению
Источник:
из предвыборной платформы консервативной партии