Налоговая служба выпустила весьма объемное письмо (от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@), в котором ответила на вопросы налогоплательщиков о применении контрольно-кассовой техники, в частности о ее регистрации и снятии с учета в обособленных подразделениях, применении БСО.
Как любая другая, кассовая техника не терпит безалаберного обращения. И дело не в технических заморочках. ККТ нужно применять строго в соответствии с законом, регистрировать в налоговых органах, а если нормативно-правовые акты предоставляют право не использовать ее — с пристрастием изучить условия подобного освобождения.
Территория ККТ
Контрольно-кассовую технику, включенную в Госреестр, в обязательном порядке применяют все организации и индивидуальные предприниматели при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. На это указано в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ). Такова сфера применения ККТ. Она определена законом достаточно четко. Однако на практике возможны заблуждения, приводящие к головной боли у бухгалтеров.
Например, организация выдает сотруднику заем. Надо ли использовать ККТ, когда сотрудник погашает его (а также уплачивает в кассу организации проценты за пользование им)? Безусловно нет. Но, если судить по разъяснениям чиновников, заблуждение нередкое. И ФНС России в очередной раз постаралась его прояснить.
Как мы уже выяснили, согласно Закону № 54-ФЗ сферой применения ККТ являются наличные денежные расчеты при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Уплата заемщиком процентов наличными за пользование займом в кассу организации и оприходование денег, вносимых сотрудником в счет уплаты основного долга по договору займа, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг. Следовательно, обязательного применения ККТ в данных случаях не требуется (п. 7 письма от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@).
Аналогичные разъяснения налоговая служба давала и ранее (письма ФНС России от 08.09.2005 № 22-3-11/1695@ и УФНС России по г. Москве от 19.03.2007 № 22-12/24267).
При всем богатстве выбора альтернативы нет
В определенных случаях организации и предприниматели вправе не применять ККТ. Это касается (п. 2, 2.1 и 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):
- налогоплательщиков на «вмененке»;
- тех, кто оказывает услуги населению (с обязательной выдачей БСО);
- тех, кто осуществляет определенные виды деятельности.
- Проблемы с ККТ есть у каждой из перечисленных категорий. Рассмотрим некоторые из них.
Алкоголь разливать — кассы не миновать
Виды деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД, перечислены в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Исходя из п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ все «вмененщики» вправе не использовать кассу, если они по требованию покупателя выдают документ, подтверждающий оплату товаров работ, услуг. Не тут-то было. Так, розничная торговля алкогольной продукцией под ЕНВД подпадает, но без ККМ продавцу не обойтись.
Дело в том, что ст. 26 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлен запрет на розничную торговлю алкоголем с нарушением требований ст. 16 этого же закона. В последней сказано, что при розничной продаже алкоголя с содержанием этилового спирта более 15% продавцам необходимо иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, а также контрольно-кассовую технику. Такого мнения придерживается и Минэкономразвития России (письма от 01.07.2010 № Д05-2114 и от 06.12.2010 № Д05-4486).
Отметим, что в письме от 01.07.2010 № Д05-2114 сообщалось, что подготовлен законопроект, принятие которого позволит компаниям на ЕНВД — розничным продавцам алкоголя обходиться без кассы. Соответствующий законопроект (№ 350637-5) Госдума приняла в первом чтении 3 ноября 2010 г., но указанные изменения в него не попали. Более того, существует проект закона о полной отмене ЕНВД с 2014 г. Поэтому сложно сказать, станут ли законодатели в оставшиеся 2,5 года заморачиваться в отношении льгот для «вмененщиков».
БСО не для всех
Выдавать БСО вместо чека могут организации, оказывающие определенные услуги (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Для одних видов услуг бланки строгой отчетности разработаны и утверждены (например, для перевозки пассажиров — проездные билеты), для других — нет. Так, в своем письме ФНС России сообщает, что в настоящее время для услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, услуг по физкультурно-оздоровительной деятельности и услуг по образованию БСО нет. Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие их, могут применять самостоятельно разработанные бланки. При этом в них должны быть обязательные реквизиты, перечисленные в п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение).
Проблема в том, что напечатать БСО можно только двумя способами:
1) в типографии;
2) с использованием автоматизированной системы.
С первым все понятно, со вторым — не очень. Требования к автоматизированной системе определены в п. 11 Положения. Она должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО в течение не менее пяти лет, а также при его выпуске сохранять уникальный номер и серию бланка. Кроме того, в соответствии с п. 12 Положения организации и предприниматели по требованию налоговых органов обязаны предоставлять информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах.
Что же считать такой системой? По мнению Минфина России, по параметрам функционирования автоматизированная система должна отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике (письмо от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303). То есть не допускается изготовление документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, на компьютере и принтере, поскольку он не будет соответствовать указанным выше требованиям (письмо УФНС России по г. Москве от 30.11.2009 № 17-15/126038).
Около года назад одна компания обратилась в Минфин России с вопросом: отвечает ли разработанная ею автоматизированная система требованиям Положения? Финансовое ведомство сообщило, что Минпромторг России подготовил проект приказа «Об утверждении технических характеристик и параметров функционирования контрольно-кассовой техники». После его утверждения технические характеристики и параметры функционирования ККТ могут быть применимы к автоматизированным системам для формирования БСО, поскольку они примерно «одного поля ягоды». Эта информация изложена в письме Минфина России от 03.08.2010 № 03-01-15/6-170. Прошел почти год. Но приказа Минпромторга России до сих пор нет.
Что делать? По нашему мнению, проще разработать форму бланков самостоятельно и заказать их в типографии.
Подразделение с кассой
Еще один вопрос, затронутый в письме ФНС России, — регистрация кассы в обособленном подразделении. Чтобы эксплуатировать кассу по месту нахождения такого подразделения, ее нужно поставить на учет в налоговом органе. Такова позиция контролирующих органов (письма Минфина России от 21.09.2009 № 03-02-07/1-433, от 20.05.2009 № 03-01-15/5-243 и др.). Соответствующее заявление о регистрации нужно подать в ту инспекцию, в которой компания состоит на учете по месту нахождения указанного подразделения (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@). Это закреплено в п. 15 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» . При этом налоговый орган копию карточки регистрации ККТ направляет в инспекцию по месту учета организации, в состав которой входит данное обособленное подразделение.
В принципе все понятно. Мы не оспариваем утверждение чиновников, благо оно подтверждается соответствующей нормой правительственного постановления. Все понимают: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Вопросы начинаются, когда у компании несколько подразделений в одном муниципальном образовании или городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам.
Согласно нормам Налогового кодекса организация может несколько обособленных подразделений поставить на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из них. Причем выбрать так называемое ответственное подразделение компания вправе самостоятельно. Сведения о выборе инспекции она указывает в уведомлении, которое представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Выбрав ответственное подразделение, организация имеет право не только уплачивать через него налоги за другие подразделения, но и совершать иные действия, в том числе регистрировать по его местонахождению все ККТ, установленные по адресам других подразделений. Еще раз оговоримся: это возможно при нахождении нескольких обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам.
Аналогичное правило действует в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге). Имея несколько подразделений в городе, организация вправе все ККТ зарегистрировать в любой инспекции мегаполиса по месту нахождения выбранного ответственного подразделения (письма УФНС России по г. Москве от 28.03.2011 № 17-14/028764@, от 25.03.2011 № 17-15/028482 и п. 5 письма ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@).
Итак, налогоплательщик должен выполнять установленные требования законодательства о применении ККТ в части регистрации контрольно-кассовой техники по месту нахождения обособленного подразделения. Однако обращаем ваше внимание, что ответственность за использование ККТ, установленной и применяемой по адресу обособленного подразделения, но не зарегистрированной в налоговой инспекции по его местонахождению, действующим законодательством не предусмотрена (письмо УФНС России по г. Москве от 06.12.2010 № 17-15/127938).
Помимо заявления нужно представить:
- паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации;
- договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники.
Это прописано в п. 27 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н.
Отметим немаловажный аспект: других документов помимо названных организация представлять не обязана. Дело в том, что налоговики на местах зачастую требуют договор аренды помещения, где установлена касса, или свидетельства о праве собственности на него.
Вышестоящие чиновники не раз отмечали в письмах, что подобные требования незаконны. Представление при регистрации ККТ иных документов, кроме перечисленных, а также отказ в регистрации кассы в случае их непредставления неправомерны (письма ФНС России от 21.08.2009 № ШТ-17-2/161@, Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-406, УФНС России по г. Москве от 12.08.2010 № 17-15/085378 и др.).
С регистрацией кассы по месту нахождения подразделения разобрались. Перейдем к реквизитам, которые должна печатать установленная в нем ККТ. Чек является денежным документом об оплате, и его выдача организацией, осуществляющей денежные расчеты с населением, обязательна. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке отражаются следующие реквизиты (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 30.07.93 № 745):
- наименование организации;
- идентификационный номер орга-низации-налогоплательщика;
- заводской номер контрольно-кассовой машины;
- порядковый номер чека;
- дата и время покупки (оказания услуги);
- стоимость покупки (услуги);
- признак фискального режима.
Чек может содержать и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККМ, с учетом особенностей сфер их применения.
Как видим, идентификационных данных подразделения в этом списке нет. Однако, по мнению контролирующих органов, компания должна озаботиться тем, чтобы настроить кассовый аппарат на печать в чеке наименования и ИНН головной организации, а также наименования и КПП обособленного подразделения (в зависимости от модели кассы). Такое разъяснение содержится в письме УФНС России по г. Москве от 28.02.2006 № 22-12/15387.
С технической точки зрения для современных моделей ККМ требование вполне выполнимое. А вот с точки зрения норм законодательства более чем сомнительное. Как уже отмечалось, в правительственном перечне обязательных реквизитов чека такая информация не упомянута. Это дает основание ограничиться тем, что прямо требуется печатать. Правда, в такой ситуации возможны проблемы с налоговиками. Арбитражной практикой по данному вопросу мы не располагаем, поэтому рекомендуем уточнить в налоговом органе по месту нахождения подразделения, какие требования предъявляются к чекам, выдаваемым подразделениями.