Новости («Новая бухгалтерия», № 7, 2011г.)

| статьи | печать

НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Федеральный закон от 07.06.2011 № 132-ФЗ

«О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“»

Закон вносит несколько существенных изменений в Налоговый кодекс. Так, в новой редакции будет изложена ст. 262, регулирующая расходы на НИОКР. Вводятся новые ст. 267.2 и 332.1, предусматривающие формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР и особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР соответственно. Эти изменения начнут действовать с 1 января 2012 г.

Новшества, связанные с применением льготной ставки по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, действуют с 8 июня 2011 г.

Напомним, что Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-ФЗ дополнил ст. 284 НК РФ новым пунктом, согласно которому образовательные и медицинские организации с 1 января 2011 г. могли применять при расчете налога на прибыль налоговую ставку 0%. Но на деле компании не воспользовались таким послаблением. Дело в том, что льготная ставка применяется с учетом требований ст. 284.1 НК РФ. В ней сказано, что образовательной и медицинской признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности (далее — Перечень), утвержденный Правительством РФ. Для применения нулевой ставки нужно подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление не позднее чем за месяц до наступления очередного налогового периода. Однако Перечня до сих пор нет. И даже если бы Правительство РФ утвердило его до конца года, компании все равно не воспользовались бы льготой в 2011 г.

Законодатели решили исправить ситуацию и внесли в упомянутый закон изменения. Для применения в этом году нулевой ставки образовательные и медицинские организации должны подать в налоговую инспекцию заявление после того, как будет утвержден Перечень. Сделать это надо в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня, но не позднее 31 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 04.06.2011 № 125-ФЗ

«О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Расширен перечень ситуаций, когда компании при добыче полезных ископаемых могут применять нулевую ставку НДПИ. Суть изменений заключается в том, что законодатели добавили в ст. 342 НК РФ новый подп. 13. В нем предусмотрено, что организации при налогообложении будут использовать ставку 0% при добыче газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного участка недр в соответствии с техническим проектом разработки месторождения. Количество освобожденного от налогообложения природного горючего газа налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этих целей используются данные, отражаемые в утвержденных в установленном порядке формах федерального государственного статистического наблюдения. Изменения начнут действовать с 1 августа 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 10.06.2011 № 455

«Об утверждении перечня видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых»

Постановление Правительства РФ от 10.06.2011 № 462

«Об утверждении Правил определения коэффициента Кт для исчисления предельной величины налогового вычета из суммы налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»

У компаний, добывающих уголь, появилась практическая возможность уменьшить сумму НДПИ, рассчитанную за налоговый период (календарный месяц), на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда. Такие изменения в Налоговый кодекс были внесены Федеральным законом от 28.12.2010 № 425-ФЗ. Однако до настоящего времени организации не пользовались вычетом, поскольку в названные расходы включаются не все затраты компаний на охрану труда, а только поименованные в перечне, который утверждает Правительство РФ. Теперь такой документ появился, причем его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Другим постановлением правительство утвердило правила определения коэффициента Кт, необходимого для расчета предельной величины налогового вычета. Этот документ также распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г. Подробнее об этом читайте на с. 80.

Приказ ФНС России от 01.04.2011 № ММВ-7-8/247

«О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 19.11.2005 № САЭ 3-19/622 „Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите“»

Согласно внесенным поправкам с 19 июня 2011 г. форма договора инвестиционного кредита, утвержденная приказом ФНС России от 19.11.2005 № САЭ 3-19/622, не применяется в отношении региональных налогов и налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.

Приказ ФНС России от 15.03.2011 № ММВ-7-2/203

«Об утверждении Порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

Утвержден порядок представления в банки документов, используемых налоговыми органами, и представления банками информации по запросам налоговых инспекций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Но это не единственная отправная точка для отсчета срока. Документ начнет действовать не ранее вступления в силу Положения о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде, утвержденного Банком России 29.12.2010 № 365-П. Дело в том, что передача документации будет происходить через ЦБ РФ. Положение Центрального банка РФ начнет работать с 1 августа 2011 г.

Чтобы воспользоваться электронным документооборотом, банки и их филиалы должны заключить с Банком России соглашение, содержащее условие о получении документов от налоговиков и представлении первички банков. Форматы сообщений будут утверждены ФНС России.

Документ зарегистрирован в Минюсте России 31 мая, официально опубликован 10 июня, но вступит в силу только 1 августа 2011 г. Дело в том, что дата его вступления в силу привязана к дате, когда вступит в силу Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направление банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде (утверждено Банком России 29.12.2010 № 365-П и вступает в силу 1 августа 2011 г.).

Письмо ФНС России от 25.05.2011 № ЗН-4-1/8319

Компании не должны вступать ни в какие соглашения с налоговиками на местах. Федеральная налоговая служба пресекла самоуправство некоторых своих территориальных управлений. Дело в том, что в этом году организации стали получать от налоговиков письма о заключении с налоговыми органами соглашений-обязательств по платежам в федеральный бюджет. Подписав такое послание, компании принимали на себя обязанность по обеспечению поступлений в бюджет сумм, размер которых не меньше, чем указано в соглашении.

Специалисты центрального аппарата Службы не поддержали такую инициативу своих подчиненных. Они указали, что в обязанности налогоплательщиков не входит подписание каких-либо соглашений с налоговыми органами по обеспечению поступлений в бюджет конкретных сумм налогов. Обязанность по уплате налога возлагается на организации только с момента возникновения обстоятельств, установленных Налоговым кодексом и предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).

Письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-04-05/7-422

Разъяснен порядок применения налогового вычета при продаже доли в общедолевой собственности.

Так, если доля в общедолевой собственности не выделена, имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб. распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле. Если размер доли четко определен (например, 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру), налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в полной сумме (в размере 1 000 000 руб.).

Письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-11-06/3/66

По мнению финансистов, аренда с экипажем под ЕНВД не подпадает. Договором аренды транспортного средства с экипажем на налогоплательщика-арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Поэтому осуществляемая им предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование транспортных средств с экипажем не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и (или) грузов.

Письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-08-05

Аренда у иностранной организации влечет за собой обязанности налогового агента, считают в Минфине России. Доходы в виде арендной платы, полученные иностранной организацией (арендатором), не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ, от российской организации (субарендатора) в соответствии с договором субаренды, подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Российская организация (источник выплаты) признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению и удержанию налога с указанных доходов инофирме при каждой их выплате.

Письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-07/21

Финансисты ответили на вопрос, могут ли организации, работа которых носит сезонный характер, учитывать косвенные расходы в расходах текущего отчетного периода не в полном объеме, а в доле, приходящейся на отгруженную в отчетном периоде продукцию, закрепив это в учетной политике организации для целей налога на прибыль.

По мнению чиновников, косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Но организация вправе определить обоснованный перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), которые относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, подлежащих списанию по мере реализации продукции, работ, услуг.

Письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/1/338

Расходы на содержание столовой для сотрудников, деятельность которой убыточна, можно отнести в расходы по налогу на прибыль, считают в Минфине России.

Если столовая находится на территории организации и обслуживает только своих работников, то расходы, связанные с ее содержанием, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно этой норме НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на ремонт, освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

Для целей главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-комму-нального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-04-05/6-420

Суммы возмещения стоимости путевок, производимого профсоюзным комитетом работникам организации, как являющимся, так и не являющимся членами профсоюза, за счет средств, перечисляемых работодателем, не освобождаются от обложения НДФЛ. Это связано с тем, что названные суммы не подпадают под действие п. 9 и 31 ст. 217 НК РФ.

Письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/1/333

Авансовые платежи по земельному и транспортному налогу учитываются при расчете налога на прибыль в том периоде, за который они начислены.

Напомним, что с этого года плательщики земельного и транспортного налога не представляют по итогам отчетных периодов налоговые расчеты по авансовым платежам.

Такие изменения внесены в главы 28 «Транспортный налог» и 31 «Земельный налог» НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Тем не менее от уплаты авансовых платежей по указанным налогам компании никто не освобождал. Организации по-прежнему перечисляют в бюджет авансовые платежи по итогам отчетных периодов (ст. 363 и 397 НК РФ).

В связи с этим возник вопрос: как учитывать авансовые платежи по земельному и транспортному налогу при расчете налога на прибыль — по отчетным периодам или по окончании налогового периода? Ведь суммы налогов относятся к прочим расходам для целей налогообложения прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Датой осуществления расходов в виде налогов, в том числе авансовых платежей по налогам, признается дата их начисления (п. 7 ст. 272 НК РФ). Как видим, к моменту сдачи отчетности расходы не привязаны. Авансовые платежи учитываются при расчете налога на прибыль в том отчетном периоде, за которой они начислены. К такому выводу пришел Минфин России в рассматриваемом письме.

Письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-11-11/148

Финансисты разъяснили, можно ли применять ЕНВД при оказании услуг с помощью крана-манипулятора.

Кран-манипулятор может быть зарегистрирован в ГИБДД как транспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В этом случае деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов с его использованием может быть переведена на ЕНВД.

В ситуации, когда стоимость погрузо-разгрузочных работ включается в стоимость услуг по перевозке груза краном-манипулятором и не выделяется в счетах, выставляемых потребителям таких услуг, отдельной строкой, такую деятельность следует рассматривать как неотъемлемую часть предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке грузов.

Если стоимость работ по погрузке-разгрузке выделяется в счетах, выставляемых потребителям данных услуг, отдельной строкой, деятельность по осуществлению таких работ следует признавать самостоятельным видом предпринимательской деятельности, не подпадающим под обложение ЕНВД.

Письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/1/340

Финансисты напоминают, что с 1 января 2011 г. действует новый порядок учета прибыли организаций, получивших субсидии.

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», учитываются как внереализационные доходы пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, в течение двух налоговых периодов с даты получения субсидии. Это предусмотрено п. 4.3 ст. 271 и п. 2.3 ст. 273 НК РФ.

Если по окончании второго налогового периода сумма субсидий превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода. Названный порядок не распространяется на случаи приобретения за счет субсидий амортизируемого имущества.

До 2011 г. субсидии включались в состав доходов в полном объеме в периоде их поступления на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Письмо Минфина России от 09.06.2011 № 03-11-09/35

С III квартала 2011 г. налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю с использованием торговых автоматов любого типа, должны исчислять налоговую базу по ЕНВД с использованием физического показателя базовой доходности «торговый автомат».

С этого момента размер базовой доходности для такой деятельности установлен в сумме 4500 руб. в месяц.

Если такой вид предпринимательской деятельности, как розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, переведен на уплату ЕНВД до 1 июля 2011 г., местным властям не нужно принимать дополнительные решения по переводу на уплату ЕНВД названного вида деятельности.

Письмо Минфина России от 08.06.2011 № 03-03-06/1/336

Минфин России предложил три варианта для учета стипендий, которые компания выплачивает работнику по договору на переобучение.

Работодатель имеет право заключать с работниками ученические договоры на профессиональное обучение или переобучение. За время учебы организация выплачивает работникам стипендии (ст. 204 ТК РФ).

Обучение может проходить как без отрыва, так и с отрывом от работы (ст. 198 ТК РФ).

По мнению специалистов финансового ведомства, именно от формы обучения зависит порядок учета расходов на выплату стипендий.

Если работник обучается с отрывом от производства, стипендия включается в расходы на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 Налогового кодекса РФ, если без отрыва от производства — это тоже расходы на оплату труда, но для их учета необходимо использовать п. 25 названной статьи.

Кроме того, Минфин России в комментируемом письме напомнил, что при заключении ученического договора с соискателем выплаченную ему стипендию следует отражать при расчете налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Основание — подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Письмо Минфина России от 02.06.2011 № 03-11-06/2/88

Товарищества собственников жилья, применяющее УСН, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские и паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые вносят члены ТСЖ. Это следует из положений п. 1 ст. 346.15, подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

В то же время суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (ст. 249 НК РФ).

Письмо Минфина России от 01.06.2011 № 03-05-05-02/30

Земельный налог уплачивается с повышающими коэффициентами, если права на участок зарегистрированы после 1 января 2010 г., разъяснили финансисты.

Если право собственности на земельный участок, приобретенный (предоставленный) в собственность для индивидуального жилищного строительства организацией или индивидуальным предпринимателем, зарегистрировано начиная с 1 января 2010 г., при исчислении земельного налога применяются повышающие коэффициенты, пре-дусмотренные п. 15 ст. 396 НК РФ. Это следует из поправок, внесенных в данную норму, которые вступили в силу с 1 января 2010 г.

Письмо Минфина России от 31.05.2011 № 03-11-11/144

Разъяснено, что на ЕНВД нельзя перейти, если товары реализуются по договорам поставки.

Финансисты напомнили, что предпринимательская деятельность по реализации за безналичный расчет физическим и юридическим лицам товаров, может быть переведена на ЕНВД, только если товары реализуются по договорам розничной купли-продажи.

Реализация в соответствии с договорами поставки к розничной торговле не относится. Поэтому предпринимательская деятельность в сфере реализации товаров, осуществляемая на основании договоров поставки, независимо от формы расчетов с покупателями (наличной или безналичной), не подлежит переводу на ЕНВД и должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). Но из судебной практики следует, что выставление товарных накладных и счетов-фактур само по себе не свидетельствует об оптовом характере реализации товара (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2009 № А33-2713/2009, от 25.06.2009 № А19-12740/08 (легитимность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 02.11.2009 № ВАС-13465/09), Поволжского округа от 09.07.2009 № А72-7445/2008 и др.).

Письмо Минфина России от 31.05.2011 № 03-11-11/143

Разъяснено, при одновременном выполнении каких условий следует суммировать площадь нескольких торговых залов розничной торговли для определения величины физического показателя при расчете ЕНВД:

— площадь каждого торгового зала не более 150 кв. м;

— торговые залы находятся в одном здании торгово-развлекатель-ного комплекса;

— по инвентаризационным и правоустанавливающим документам торговые залы относятся к одному магазину (павильону).

Такой вывод основан на положениях ст. 346.27 НК РФ, в которой приведены определения понятий «магазин», «павильон», «площадь торгового зала».

Финансисты также напомнили, что относится к инвентаризационным и правоустанавливающим документам в целях применения главы 23.6 НК РФ. Это любые имеющиеся у организации/индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом. Такая информация, в частности, содержится в договоре купли-продажи нежилого помещения, техническом паспорте на нежилое помещение, планах, схемах, экспликациях, договорах аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешении на право обслуживания посетителей на открытой площадке.

Письмо Минфина России от 31.05.2011 № 03-11-06/3/62

Как считают в финансовом ведомстве, сдача рекламных конструкций в аренду не позволяет перейти на ЕНВД.

Из положений п. 2 ст. 346.6, 346.27 НК РФ следует, что налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций признается только владелец рекламных конструкций, занимающийся деятельностью по распространению наружной рекламы (рекламораспространитель). Следовательно, предпринимательская деятельность, связанная с передачей в аренду (предоставлением) мест на рекламных конструкциях, не относится к предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы и не подлежит обложению ЕНВД. В отношении этой деятельности можно применять общую систему налогообложения либо УСН.

Письмо Минфина России от 30.05.2011 № 03-02-08/61

Финансовое ведомство сообщило, что его приказ от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» опубликован в «Финансовой газете», 2011, № 7–19.

Необходимая для заполнения расчетных документов информация, в том числе КБК, содержится на информационных стендах налоговых органов. Кроме того, актуализированная информация о реквизитах для заполнения расчетных документов размещена на сайте ФНС России в рубрике «Налоговая отчетность», подрубрика «Заполнение налогоплательщиками расчетных документов».

Более того, любой налогоплательщик может воспользоваться специальной программой на сайте ФНС России (www.nalog.ru), с помощью которой можно сформировать расчетный документ в электронном виде, что позволит полностью исключить ошибки при его оформлении.

Письмо Минфина России от 17.05.2011 № 03-03-06/1/296

Расходы на производственный фитнес работников, труд которых напрямую связан с компьютером, можно учесть при расчете налога на прибыль.

В комментируемом письме Минфин России рассмотрел такую ситуацию. Компания наняла инструктора по обучению работников комплексу физических упражнений для восстановления работоспособности и сил. Можно ли учесть гонорар инструктора в составе расходов?

Удивительно, но специалисты финансового ведомства заняли позицию в пользу налогоплательщика. По мнению Минфина России, проблем с отражением в налоговом учете рассматриваемых расходов возникнуть не должно. Инструктаж в этом случае расценивается как консультационные услуги. Соответственно такие затраты учитываются при расчете налога на прибыль на основании подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Конечно, при условии, что они экономически обоснованны и документально подтверждены.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 03.06.2011 № 117-ФЗ

«О внесении изменений в статью 7 Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани»

Выплаты, произведенные волонтерам на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются услуги по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в городе Казани, не относятся к объекту обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ дополнена новым положением. Так, от обложения страховыми взносами в ПФР, ФСС России, Федеральный и территориальные фонды ОМС освобождаются выплаты волонтерам, связанные с возмещением им расходов:

— на оформление и выдачу виз, приглашений и иных аналогичных документов;

— стоимости проезда, питания, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения;

— сувенирных изделий, содержащих символику XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи;

— суммы страховых премий по договорам страхования в пользу волонтеров, в том числе по видам страхования, установленным соглашением, заключенным Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи.

Кроме того, из-под обложения выведены аналогичные выплаты волонтерам, участвующим в организации и проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в городе Казани.

Изменения вступили в силу 6 июня 2011 г.

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н

«Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности»

С 1 июля 2011 г. применяется новый бланк больничного. И внешне, и по составу показателей, и по порядку заполнения он значительно отличается от прежней формы.

Так, работодателю придется указывать, по какому месту работы сотрудник представил больничный лист (по основному или по совместительству). Кроме того, необходимо будет проставлять ИНН работника (при наличии), регистрационный номер страхователя, а также страховой номер индивидуального лицевого счета физического лица (СНИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования.

В отличие от прежней формы в новом бланке бухгалтеры будут указывать начисленную сумму пособия, а не к выдаче на руки работнику. Тем самым решен вопрос, какую сумму проставлять в больничном — с НДФЛ или без налога. Теперь четко определено, что размер пособия должен быть показан с учетом налога.

Напомним, что раньше специалисты ФСС России требовали указывать в больничном сумму пособия к выдаче на руки без учета НДФЛ.

ОХРАНА ТРУДА

Приказ Минздравсоцразвития России от 25.04.2011 № 340н

«Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями». Зарегистрирован в Минюсте России 24.05.2011 № 20834

Минздравсоцразвития утвердило новые отраслевые нормы выдачи спецодежды. В настоящий момент действуют Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников организаций электроэнергетической промышленности, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 16.12.97 № 63.

Документы существенно отличаются друг от друга. Ряд профессий исключен из перечня, многие профессии, наоборот, добавлены.

В общем, с уверенностью можно сказать, что работодателям придется серьезно раскошелиться. Списки выдаваемой спецодежды значительно расширены.

Например, раньше моторист водосбора гидроэлектростанции получал комплект одежды из трех позиций. По новым нормам это девять позиций, не считая комплекта для работы на наружных работах зимой. Документ применяется с 1 июля 2011 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Федеральный закон от 14.06.2011 № 138-ФЗ

«О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „О содействии развитию жилищного строительства“ и Земельный кодекс Российской Федерации»

Согласно изменениям, внесенным в Земельный кодекс РФ, граждане, имеющие трех и более детей, могут получить бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, установленных законами субъектов РФ.

Кроме того, новая редакция ст. 19 Земельного кодекса РФ разрешает безвозмездно передавать земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, в муниципальную собственность и собственность субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга для предоставления гражданам бесплатно. Также для этих целей земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут безвозмездно передаваться в муниципальную собственность другого муниципалитета.

Федеральный закон устраняет противоречия между нормами ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения единообразного применения наименований органов, уполномоченных вести кадастровый учет и государственный кадастр недвижимости.

Вступил в силу 17 июня 2011 г.

Федеральный закон от 03.06.2011 № 120-ФЗ

«О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности»

Пересмотрены составы правонарушений и размеры санкций, установленные ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ (применяются с 17 июня 2011 г.).

Теперь нарушение требований пожарной безопасности, за некоторыми исключениями (о них скажем ниже), обойдется юридическому лицу не в 10 000—20 000 руб., а в 150 000—200 000 руб. При этом законодатель решил отказаться от санкции в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, правда не для всех составов правонарушений.

Как отмечалось выше, в названной статье выделены новые составы правонарушений и санкции за них. Появились штрафы за нарушение требований к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо за нарушение требований пожарной безопасности к обеспечению зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Сумма штрафа за них определена для юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 руб.

В названной статье предусмотрена санкция в размере от 150 000 до 200 000 руб. за нарушение требований к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, строений и сооружений.

Такие санкции, по мнению правительства, позволят простимулировать выполнение требований пожарной безопасности капитального характера. Раньше нарушители предпочитали уплатить штраф 10 000—20 000 руб., а не тратиться, например, на дорогую систему пожаротушения.

В целом штрафы за нарушения, перечисленные в ст. 20.4 КоАП РФ, для юридических лиц увеличились в 10—25 раз.

Кроме того, законом введена ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа государственного пожарного надзора, в том числе предписаний, вручаемых в отношении объектов образования, здравоохранения и социального обслуживания (ст. 19.5 КоАП РФ). За подобное нарушение юридическим лицам грозит штраф от 70 000—80 000 руб. Для юридических лиц в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания штраф составит от 90 000—100 000 руб. За повторное правонарушение — штраф от 150 000 до 200 000 руб.

Законом внесены изменения в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в отношении увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности до одного года. Поправка обусловлена тем, что необходимо проводить сложные экспертные исследования по нарушениям требований пожарной безопасности, ставшим причиной пожара.

Ужесточена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ), а также за непринятие мер по установлению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ).