Отраслевой институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ) по заказу ОАО «РЖД» разработал концепцию развития железнодорожной инфраструктуры России в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 г. Согласно расчетам авторов документа, инвестиции в реализацию проектов составят 241,9 млрд руб. Концепция одобрена научно-техническим советом РЖД и направлена на рассмотрение в Минтранс России.
Еще в январе текущего года в СМИ была озвучена сумма 5,5 трлн руб. Так эксперты РЖД оценили стоимость реализации проектов развития транспортной инфраструктуры в городах, где будут проходить матчи чемпионата мира по футболу.
Минфин России тогда предупредил власти, что планы по строительству скоростных веток между российскими городами к чемпионату мира по футболу 2018 г. слишком амбициозны. Финансовое ведомство отвергло и следующий посыл РЖД — 890 млрд руб. И вот появилась третья сумма.
Что же собирается сделать компания на эти деньги? В частности, к 2018 г. РЖД собирается запустить в восьми российских городах — Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Казани, Ярославле, Волгограде, Калининграде и Сочи скоростное сообщение с аэропортами. Об этом говорится в концепции. Сейчас аэроэкспрессы курсируют лишь в двух городах — Москве и Екатеринбурге.
Значительная часть средств, а именно 185,3 млрд руб., пойдет на расширение перевозок в Москве. Потребуется закупить и шесть новых аэроэкспрессов у компании Siemens Desiro Rus («Ласточка»), о производстве которых в России Siemens и группа «Синара» договорились в июне. В результате к 2018 г. объемы перевозок аэроэкспрессами увеличатся вдвое — до 20 млн человек в год.
Основным инвестором, полагают в РЖД, будет государство, поскольку частные инвесторы не способны окупить эти проекты изза высоких затрат на развитие железнодорожной инфраструктуры.
Средства на развитие линий аэроэкспрессов в Москве должны поступить по федеральной целевой программе развития транспорта, которую сейчас готовит Минтранс, отметили в ИЭРТ. Отдельно финансируется и строительство аэроэкспрессов в Казани к Универсиаде2013 и в Сочи к Олимпиаде2014. Деньги на остальные проекты должны предоставить федеральный и региональный бюджеты, хотя участие частного капитала будет только приветствоваться. Причем в такой роли может выступить и РЖД, полагают авторы концепции из ИЭРТ. Но конкретные объемы и источники финансирования станут понятны через 1,5—2 года, когда концепция начнет преобразовываться в конкретные проекты. Сейчас обсуждается вопрос об исключении нескольких городов из программы чемпионата, а значит, линии аэроэкспрессов там строиться не будут, что приведет к дальнейшему сжатию объемов финансирования.