Недавно Минэкономразвития разъяснило вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков, возникающие у правоприменителей. Рассмотрим наиболее актуальные из них.
Разъяснения посвящены не только расчету кадастровой стоимости, но и правам по ее оспариванию.
Может ли правообладатель проверить правильность расчета
В соответствии с п. 13 Административного регламента по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215, правообладатель конкретного земельного участка вправе проверить правильность определения кадастровой стоимости своего участка на основании разъяснений результатов государственной кадастровой оценки земель, предоставляемых Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации.
Минэкономразвития отмечает, что представление отчетов об определении кадастровой стоимости земельных участков лицам, права и обязанности которых затрагивают результаты государственной кадастровой оценки земель, указанным регламентом не предусмотрено. Вместе с тем законодательство не ограничивает проверку таких отчетов правообладателями.
Кроме того, скоро у заинтересованных лиц появится возможность проверять правильность расчета кадастровой стоимости земельного участка, используя информацию Фонда данных государственной кадастровой оценки. На данный момент приказ Минэкономразвития России от 21.02.2011 № 53, которым предусмотрено такое право и установлен порядок ведения Фонда данных, не утвержден. Он проходит процедуру госрегистрации.
Оспаривание кадастровой стоимости
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сказано, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость такого участка. Помимо этого положения Федерального закона № 167-ФЗ (22 июля 2010 г. им были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ) не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после даты его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
В связи с этим по вопросу, в отношении каких результатов определения кадастровой стоимости земельных участков существует возможность ее оспаривания в комиссии по рассмотрению споров, министерство отмечает следующее. Возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссии распространяется исключительно на результаты государственной кадастровой оценки, полученные после истечения 60 дней с даты официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ (то есть с 26 июля 2010 г.) и договоры на проведение которой были заключены после истечения указанного срока.
Вместе с тем п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.07.2000 № 316, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
По мнению Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России, в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных до истечения 60 дней с даты официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ, а также результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных по договорам на проведение государственной кадастровой оценки, заключенным до истечения 60 дней с даты официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ, но определенных по истечении указанного срока, порядка оспаривания, отличного от судебного, соответствующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Министерство напоминает, что нормативные акты, регламентирующие создание и деятельность соответствующих комиссий, пока не вступили в силу.
Соотношение кадастровой и рыночной стоимости земли
На вопрос, существует ли возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости путем, отличным от судебного и внесудебного оспаривания, например в заявительном порядке, Минэкономразвития отвечает отрицательно. Возможность устанавливать заявительный порядок допустима только после закрепления на законодательном уровне механизмов, направленных на недопущение злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц в манипулировании процедурами пересмотра кадастровой стоимости, а также проведения анализа применения на практике этих механизмов.
В указанных целях также необходимо установить дополнительную административную ответственность оценщиков и должностных лиц СРО оценщиков, что предусмотрено принятым в первом чтении Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации проектом федерального закона № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Минэкономразвития обращает внимание, что при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка.
Изменение категории земель
В документе разъясняется порядок определения кадастровой стоимости особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ, для целей принятия решения о переводе таких земельных участков в другую категорию земель.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 указанной статьи.
В настоящее время для целей принятия решения о переводе таких земельных участков в другую категорию земель действуют п. 9, 9.1—9.3 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005 № 145.
Требования к определению кадастровой стоимости содержит и Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, в п. 2 которого установлено, что он является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости.
Расчет выкупной цены отдельных видов земель
Согласно действующей редакции п. 7 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, в размере не более 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
По мнению Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России, при установлении выкупной стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения применению подлежит удельный показатель кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, а не кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий, являющихся частью выкупаемых земель сельскохозяйственного назначения. В случае если отсутствует закрепленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядок определения цены выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения, выкупная цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.