Свершилось. На границах России, Казахстана и Белоруссии с 1 июля сняты таможенные посты. Товарооборот между нашими странами растет как на дрожжах, и лидеры трех государств уже готовятся объявить о создании Евразийского cоюза. Нам бы только не повторить ошибок соседей-европейцев. Ведь есть уже у нас и своя Греция, и бизнес, как и в Европейском Союзе, плавно перетекает в места, где ему удобно работать.
За четыре месяца нынешнего года объем товарооборота между Россией, Казахстаном и Белоруссией возрос на 43%, отмечали участники конференции «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса». В результате снятия барьеров, ранее затруднявших взаимную торговлю, образуется емкий и растущий общий рынок с более чем 165 млн потенциальных покупателей. Объем рынка стран Таможенного союза, по словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, сегодня составляет порядка 600 млрд долл.
Через полгода должно заработать Единое экономическое пространство (ЕЭП), которое предусматривает наряду со свободным передвижением товаров свободу движения капиталов, услуг и рабочей силы. Таким образом, компании из трех стран, зарегистрированные в любом государстве ЕЭП, будут фактически пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, по сути, национальным режимом, в том числе налогообложения.
Возникающая конкуренция юрисдикций за предпринимателей, по мнению главы Минэкономразвития России Эльвиры Набиуллиной, позволит выявить лучшую практику поддержки бизнеса. А это будет способствовать главной цели интеграции — повышению конкурентоспособности экономики интеграционного объединения на мировом рынке.
Где находится «лучшая практика поддержки бизнеса», предпринимателям понятно уже сейчас. Не секрет, что в Казахстане ставки основных налогов существенно ниже, чем в России (см. «ЭЖ», 2011, № 24, с. 01). Значительно проще там процедуры регистрации новых предприятий, а о сроках получения разрешений на строительство и говорить не приходится. Поэтому и объем прямых инвестиций на душу населения у наших восточных соседей по ЕЭП в 80 раз больше, чем в России.
Не случайно председатель правления Национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен» Азат Перуашев заметил на конференции: «Сегодня мы видим, что есть предприятия, которые выиграли, успешно развиваются, и это именно лучшие предприятия. И это правильно: мы должны ориентировать наши экономики на создание предприятий-лидеров, а не ориентироваться на тех, кому и сегодня плохо, и завтра будет плохо, и кто не хочет развиваться».
Кроме различий в условиях ведения бизнеса перед странами Таможенного союза возникает проблема формирования наднациональных органов управления экономикой.
По словам министра экономического развития РФ, до конца текущего года предстоит огромная работа по подготовке документов в развитие подписанных ранее 17 соглашений по ЕЭП. К январю 2012 г. планируется подписать порядка 30 межгосударственных документов.
На сегодняшний день институциональная структура Таможенного союза и ЕЭП представлена Межгосударственным советом ЕвразЭС, Комиссией Таможенного союза (КТС) и Судом ЕвразЭС.
Комиссии Таможенного союза уже передан и еще будет передаваться широкий круг полномочий, в том числе в сферах макроэкономики, естественных монополий, промышленных субсидий и др. Поэтому сейчас активно обсуждается новый формат КТС. Предполагается, что она станет постоянно действующим профессиональным органом.
Ряд законов и подзаконных актов, связанных с работой ЕЭП, пока не принят, подчеркнул председатель комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО Алексей Мордашов. Это создает сложности в ведении бизнеса.
Наконец, уже сегодня пора подумать о ситуациях, которые могут возникнуть в результате долговых кризисов в одной из стран ЕЭП. Например, президент Беларуси Александр Лукашенко недавно заявил, что при необходимости руководство страны готово закрыть все границы и спасать экономическое положение за счет внутренних ресурсов. Правда, это не помешало Беларуси получить кредитную поддержку Антикризисного фонда ЕвразЭС. Но выводы всем нужно сделать. По крайней мере, межгосударственные договоры должны в пирамиде законов стран ЕЭП превалировать над внутренними законами.