Не секрет, что налоговая система может быть как тормозом, так и стимулом для инновационного развития. Поэтому ее совершенствование входит в число приоритетов проекта «Стратегия-2020».
При обсуждении этой темы и представители бизнес-сообщества, и чиновники, как правило, делают акцент на общем уровне налоговой нагрузки и ее распределении по отраслям и категориям хозяйствующих субъектов. В то же время прямые и косвенные транзакционные издержки налогового администрирования не принимаются во внимание.
Прямые издержки налоговой системы складываются из затрат на содержание Федеральной налоговой службы, административных расходов государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) и прочих органов управления и контроля, вовлеченных в процесс сбора налогов и иных обязательных платежей. Эти цифры известны, поскольку фигурируют в статьях расходов федерального бюджета, бюджетов фондов и т.п.
Косвенные издержки, не полностью поддающиеся учету в реальных экономических условиях, несут хозяйствующие субъекты. Это затраты на содержание персонала, занятого исчислением налогов и сборов, составление налоговой и другой обязательной отчетности, а также взаимодействие с ФНС России, внебюджетными фондами, иными контролирующими структурами. К названной категории издержек можно отнести и потери из-за необоснованных решений контрольных органов, затраты на предоставление информации при камеральных и выездных проверках, издержки арбитражного судопроизводства и т.д. Косвенные затраты не только увеличивают реальную налоговую нагрузку, но и существенно влияют на деловой климат и инвестиционную привлекательность страны, активность частных инвесторов и результаты реализации инновационных проектов.
В настоящее время налоговые резиденты РФ платят не так много налогов и сборов, как было в период становления отечественной налоговой системы. Сегодняшняя ситуация — результат успешной налоговой реформы, осуществленной в начале текущего века. Однако сложность и запутанность налоговых расчетов, необходимость представления значительного объема отчетности и еще большего объема разъяснений и доказательств по требованиям контрольных органов существенно затрудняют деятельность бизнеса, в первую очередь малого и среднего.
Проведенные на региональном уровне исследования показывают, что сама по себе фискальная нагрузка не является критическим фактором даже в условиях повышения страховых взносов. Иное дело — проблемы взаимодействия с ФНС России. Этот фактор вносит существенный негативный вклад в рейтинг инвестиционной привлекательности России, которая занимает по нему позицию выше безусловных аутсайдеров (Белоруссия), но значительно ниже всех остальных партнеров по СНГ, например Казахстана.
Нельзя считать эффективным и существование независимых административных аппаратов трех внебюджетных фондов, выполняющих, в сущности, однотипные технические функции учета и контроля; нескольких независимых систем регистрации налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов; десятков, а для крупных предприятий — сотен форм внешней фискальной отчетности.
Институт экономической политики предлагает упростить порядок расчета базы по отдельным налогам и сборам. Наряду с этим необходимо рассмотреть и возможность унификации процедур фискальной регистрации хозяйствующих субъектов, сокращения объема фискальной отчетности и приоритетного использования показателей бухгалтерского учета, перевод налогоплательщиков на систему «одного окна» — взаимодействия с единым администратором платежей.
Безусловно, ФНС России и государственные внебюджетные фонды налаживают информационный обмен, но этих усилий явно недостаточно. Так, действующие системы приема отчетности через Интернет, которыми сегодня располагают и налоговая служба, и фонды, не связаны друг с другом. В результате предприниматели зачастую вынуждены обращаться к монопольным поставщикам платных услуг — посредникам ФНС России.