Федеральная служба по финансовым рынкам разместила на своем сайте проект приказа «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». Финансовый регулятор предлагает данный документ взамен действующего постановления ФКЦБ России от 31.05.2002 № 17п/с с аналогичным названием.
Проанализируем, как может измениться порядок проведения одного из самых важных мероприятий для акционерных обществ, если проект будет утвержден.
Состав органов управления и контроля в АО
Сейчас действует принцип: если лица, которые обычно председательствуют на общем собрании в соответствии с Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), отсутствуют на внеочередном собрании, то председателем такого собрания является лицо, принявшее решение о проведении внеочередного общего собрания (его представитель), если же данное решение принято несколькими лицами, — одно из этих лиц, определенное их решением.
Внеочередное общее собрание акционеров может проводиться по инициативе не только руководства общества, но и других лиц. И каждый раз возникают споры, кто будет председательствующим.
В целях решения этого вопроса в проекте предлагается прописывать, требуется ли согласие кандидата на выдвижение в тот или иной орган управления обществом и какие именно сведения о нем должны указываться не только в уставе, но и в других внутренних документах общества.
Место проведения
В отличие от процедуры выбора состава органов управления, место проведения общего собрания акционеров, если это не место нахождения общества, предлагается фиксировать только в уставе и ни в каких других документах общества. Так планируется избежать практики проведения собраний акционеров не по месту расположения общества, которая порождает множество споров.
Например, иногда в уставе указывается одно место проведения общего собрания акционеров, а во внутренних документах (например, во многих обществах утверждены положения о порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров общества) — другое. Акционеры предъявляют обществу претензии, но отстоять свои права в суде они пока не могут, поскольку возможность указания иного места проведения общего собрания предусмотрена постановлением ФКЦБ России от 31.05.2002 № 17п/с (далее — постановление ФКЦБ России). В случае же утверждения проекта положения общества будут обязаны проводить собрания акционеров только в соответствии со своим уставом.
Расчет кворума
В постановлении ФКЦБ России приводятся категории акционеров, которые вправе участвовать в общем собрании. Проектом предлагается к этому перечню добавить владельцев привилегированных акций, если в повестку дня общего собрания включен вопрос об освобождении общества от обязанности раскрывать или предоставлять информацию. Кроме того, в списке имеющих право на участие в собрании может появиться категория «неустановленные лица».
ФСФР России предлагает более подробно прописать для обществ и порядок расчета кворума общего собрания.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 58 Закона об АО общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Проект уточняет, что из количества размещенных акций необходимо вычесть акции, не оплаченные при учреждении общества в полном объеме, акции, право собственности на которые перешло к обществу, акции, погашенные после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, и т.д.
Разрозненно эти положения есть и в Законе об АО, но проект более четко структурирует схему расчета кворума. Это позволит избежать судебных споров. Распространенная ошибка при определении кворума — учет всех акций лица, которое является приобретателем более 30, 50 и 75% акций, но еще не сделало обязательное предложение обществу. Исходя из проекта при расчете кворума такие акции учитываться не будут, если их приобретатель должен был сделать обязательное предложение в соответствии со ст. 84.2, но не сделал этого.
Подготовка собрания
ФСФР России предлагает расширить перечень информации, которая должна быть представлена лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к нему, если в повестке дня есть вопрос о реорганизации АО.
Если проект документа будет принят, то акционеры смогут знакомиться с проектом решения о разделении, выделении или преобразовании либо договором (проектом договора) о слиянии или присоединении, заключаемым между обществами, участвующими в слиянии или присоединении, а также с проектом передаточного акта (разделительного баланса).
В настоящее время они имеют доступ только к информации об условиях и порядку реорганизации общества, которые содержатся в решении или договоре о реорганизации (но не к полному тексту такого решения или договора!), а также к годовым отчетам и годовой/квартальной отчетности всех организаций, участвующих в реорганизации, за три последних завершенных года и последний завершенный квартал соответственно.
В то же время финансовый регулятор пошел навстречу обществам и зафиксировал в проекте увеличенный срок подготовки копий этих документов, если их запрашивает акционер. Если сейчас на это отводится пять дней, то в проекте — семь.
В проекте исключены требования к содержанию и оформлению годового отчета, выносимого на утверждение годового общего собрания. Это логично, поскольку подобные требования содержатся в Законе об АО и Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном приказом ФСФР России от 10.10.2006 №06-117/пз-н.
Особенности заполнения бюллетеней
Одна из проблем, возникающая при голосовании, касается кумулятивного голосования. В пункте 4 ст. 66 Закона об АО говорится о процедуре осуществления такого голосования. Применение ее на практике нередко приводит к признанию бюллетеней недействительными. Поэтому в проекте есть подробные разъяснения и требования к бюллетеням для голосования, которыми осуществляется кумулятивное голосование.
Еще одно уточнение связано с признанием бюллетеней для голосования недействительными. В соответствии со ст. 61 Закона об АО если при голосовании в бюллетене оставлен более чем один из возможных вариантов голосования, то он признается недействительным и голоса по содержащимся в нем вопросе не подсчитываются. ФСФР России предлагает делать исключение, когда речь идет об избрании членов ревизионной комиссии, счетной комиссии, коллегиального органа общества. А именно: если в бюллетене оставлено более одного варианта голосования в отношении одного или нескольких кандидатов, такой бюллетень признается недействительным лишь в части голосования по кандидату (кандидатам), в отношении которого (которых) оставлено более одного варианта голосования.
Оформление документов
Согласно проекту протоколы (в том числе об итогах голосования) и отчет об итогах голосования должны содержать дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, и число голосов, приходившихся на голосующие акции общества по каждому вопросу повестки дня общего собрания.
Если в повестку дня включен вопрос об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, дополнительно должно указываться число голосов владельцев акций, не заинтересованных в совершении сделки.