Налоговый вычет для угольных компаний: особенности применения

| статьи | печать

Для того чтобы мотивировать собственников и топ-менеджмент угольных компаний усилить охрану труда горняков, государство использовало меры налогового характера. Сегодня такие компании могут воспользоваться налоговыми вычетами, если тратятся на мероприятия, связанные с повышением безопасности работ. Хотя соответствующие поправки внесены в Налоговый кодекс с 1 января 2011 г., возможность применить их на практике появилась только сейчас.

Статья 343.1 НК РФ1, регулирующая применение налогового вычета, которым могут воспользоваться угледобывающие компании, действует с 1 января 2011 г. Для ее практического применения Правительство РФ должно было выпустить подзаконные акты. Соответствующие постановления утверждены и опубликованы только в июне. В то же время воспользоваться новой льготой можно в отношении расходов, возникших с 1 апреля 2011 г. Но обо всем по порядку.

Правила применения вычета

Особенность расчета суммы вычета состоит в том, что он связан с обеспечением безопасных условий и охраны труда. Налогоплательщики — угольные компании — вправе выбрать один из двух вариантов признания расходов. Первый вариант предполагает уменьшение величины налога на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных в налоговом периоде (календарный месяц) и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

Второй вариант: можно учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций1.

Порядок признания расходов должен быть отражен в учетной политике компаний для целей налогообложения и может меняться не чаще одного раза в пять лет.

Перечень расходов, составляющих вычет

К расходам, связанным с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля и включаемых в налоговый вычет, относятся несколько обобщенных видов затрат (п. 5 ст. 343.1 НК РФ). Это материальные расходы (определяются в соответствии с 25-й главой Кодекса), расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перево­оружение объектов основных средств. Но это не означает, что все упомянутые расходы организация может включить в налоговый вычет. Конкретный перечень затрат устанавливает Правительство РФ (п. 5 ст. 343.1 НК РФ).

Такой документ утвержден постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 № 4552. Это Перечень видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых. В нем упомянуты 12 видов расходов, в частности, расходы на приобретение (создание) оборудования, технических устройств и материалов для предупреждения и предотвращения горных ударов и пожаров на открытых и подземных горных работах, систем наблюдения и оповещения об авариях, систем вентиляции, средств поиска и спасения застигнутых аварией людей, средств связи и сигнализации.

Перечисленные виды расходов, а также порядок их признания компании должны установить в учетной политике для целей налогообложения.

Коэффициенты

У компании не получится учесть все расходы, поименованные в Перечне, поскольку налоговый вычет ограничен предельной величиной (п. 2 ст. 343.1 НК РФ). Это показатель налогоплательщик рассчитывает самостоятельно как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период, и коэффициента Кт, определяемого в порядке, установленном ст. 343.1 НК РФ. То есть формула расчета предельной величины выглядит так:

предельная величина налогового вычета = сумма налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период (календарный месяц) * коэффициент Кт

Что касается коэффициента Кт, в Кодексе определено только, что величину этого коэффициента устанавливает Правительство РФ с учетом степени метанообильности участка недр и склонности угля к самовозгоранию в пласте на участке недр, на котором осуществляется добыча угля (п. 3 ст. 343.1 НК РФ). При этом Кт не может превышать значения 0,3. Правила определения коэффициента Кт для исчисления предельной величины налогового вычета из суммы налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 № 4621.

В соответствии с Правилами коэффициент Кт определяется сложением коэффициента метанообильности (Км) и коэффициента склонности пластов угля к самовозгоранию (Кс), при этом если сумма (Км + Кс) превышает 0,3, то Кт устанавливается равным 0,3, о чем говорится и в НК РФ.

Коэффициент Км устанавливается для каждого участка недр, на котором осуществляется добыча угля, исходя из его метано­обильности и категорий угольных шахт (см. табл. 1).

Таблица 1

Размеры коэффициента Км в зависимости от категории участка недр

Категория участка недр

Коэффициент Км

Угольные разрезы и негазовые угольные шахты

0

Угольные шахты I категории

0,1

Угольные шахты II и III категории

0,2

Сверхкатегорные и опасные по внезапным выбросам угольные шахты

0,3

Категории угольных шахт по степени метанообильности определяются в порядке, утвержденном Ростехнадзором, и устанавливаются налогоплательщиком по согласованию с территориальным органом этого ведомства.

Коэффициент Кс определяют для каждого участка недр в зависимости от категорий пластов угля по склонности к самовозгоранию (см. табл. 2). Названные категории устанавливаются в порядке, утвержденном Ростехнадзором. Категория пластов изначально указывается в техническом проекте разработки месторождения и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанной с пользованием участком недр, которые подлежат утверждению в соответствии со ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах».

Таблица 2

Величина коэффициента Кс в зависимости от категории угольного пласта

Категории пластов

Коэффициент Кс

Не склонные к самовозгоранию

0

Склонные к самовозгоранию

0,2

Весьма склонные к самовозгоранию

0,3

Чтобы получить налоговый вычет, угольная компания — налогоплательщик — должна представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ следующие документы (п. 7 Правил):

— выписку из учетной политики, принятой налогоплательщиком для целей налогообложения, об установлении коэффициента Кт;

— копию документа об установлении категории угольной шахты по степени метанообильности (для определения Км);

— выписку из технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр, содержащую сведения об их утверждении и о категории пластов угля по склонности к самовозгоранию (для определения Кс).

Названные документы необходимо представить не позднее десяти дней с момента их утверждения (внесения в них изменений).

Как перенести вычет на будущее

Фактическая сумма расходов, понесенных налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, может превысить предельную сумму налогового вычета. В этой ситуации сумму превышения налогоплательщик сможет учесть при определении налогового вычета в течение 36 налоговых периодов после налогового периода, в котором такие расходы были осуществлены (п. 4 ст. 343.1 НК РФ).

На практике возможна ситуация, когда за конкретный налоговый период отсутствует сумма НДПИ к начислению. В этом случае можно учесть расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда, при определении налогового вычета в будущем. А именно начиная с того налогового периода, когда у налогоплательщика возникнет обязанность по исчислению этого налога (п. 7 ст. 343.1 НК РФ).

Налоговая льгота как средство охраны труда

Аварии, происходящие на угледобывающих предприятиях, происходят в нашей стране с ужасающей периодичностью. К этому следует добавить множество единичных случаев гибели шахтеров в подземном пространстве. Самыми масштабными авариями последних лет стали аварии на крупных шахтах страны — «Ульяновской» и «Юбилейной», произошедшие в 2007 г. и унесшие почти 150 жизней, а затем трагедия на шахте «Распадская» в мае 2010 г., жертвами которой стали более 70 человек. События на «Распадской» в очередной раз обнажили проблему халатного отношения к безопасности ведения работ в подземном пространстве и заставили федеральные власти предпринять более активные меры по ее решению.

Практика показывает, что регулярные проверки шахт со стороны Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) не приводят к существенному снижению аварийности. По оценкам специалистов, 70% российских шахт не могут гарантировать сотрудникам безопасность. Мероприятия по повышению безопасности труда требуют больших затрат, поэтому с учетом непростого состояния отрасли в целом и высокой степени износа основных фондов практически не реализуются.

Возможно, налоговые меры, предусмотренные ст. 343.1 НК РФ, окажутся более действенными, чем предписания и штрафы, предъявляемые Ростехнадзором.


1 Порядок учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда, при исчислении налога на прибыль в данной статье не рассматривается.

2 Документ вступил в силу 28 июня 2011 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.