Правительства большинства стран, располагающих углеводородными ресурсами, не удержались от соблазна пополнить свои бюджеты за счет увеличения налогов на нефтегазовую отрасль в условиях роста мировых цен на черное золото. Приятное исключение составляют страны, которые заботятся о долгосрочном развитии нефтегазовой промышленности. Они пересматривают свое налоговое законодательство, чтобы стимулировать дальнейшие капиталовложения в разведку и разработку новых месторождений углеводородов.
Как показывает исследование, проведенное консалтинговой компанией Ernst & Young, за последний год правительства различных государств внесли значительные изменения в свои налоговые режимы, напрямую затрагивающие нефтегазовые предприятия. Из-за высоких цен на нефть руководители многих стран стремятся повысить налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль. Они видят в этом простой и надежный источник бюджетных поступлений.
Так, в Великобритании с 24 марта текущего года дополнительный сбор на добычу нефти увеличился с 20 до 32%. Фактический налог на прибыль достиг 62% для месторождений, не облагаемых налогом на доход от добычи нефти (petroleum revenue tax), и 81% — в месторождениях, облагаемых налогом на доход от добычи нефти.
В России принято решение о повышении налога на добычу полезных ископаемых. Совокупная налоговая ставка (экспортная пошлина, НДПИ и налог на прибыль) приближается к 90%. В Казахстане ставка экспортной пошлины возросла до 40 долл. за тонну. В Китае повторно введены дополнительные сборы, а в Колумбии отменена льгота на инвестиции в основной капитал нефтегазодобычи.
В США обсуждают отмену налогового вычета на затраты на бурение, а Австралия планирует распространить налог на нефтяные ресурсы (petroleum resource rent tax) на все нефтегазовые проекты независимо от специфических условий добычи.
Не душите курицу, несущую золотые яйца!
Опасность такого упрощенного подхода к налогообложению отрасли аналитики E&Y видят в том, что чиновники не учитывают возрастающие вместе с ценой на нефть расходы компаний, и без того несущих тяжелое налоговое бремя. Сочетание роста налогов и затрат способно затормозить деятельность компаний по разведке и разработке месторождений нефти и газа, необходимую для функционирования отрасли.
В ряде государств уже введены или разрабатываются облегченные налоговые режимы, что позволит привлечь инвестиции в новые места добычи полезных ископаемых. Например, в Канаде предусмотрены льготы для стимулирования разработок нефтяных песков. Российское правительство, которое ранее уже инициировало принятие налоговых льгот для новых месторождений природных ископаемых в восточных регионах страны, сейчас прорабатывает вопрос о внесении в режим налогообложения изменений, которые в большей мере стимулировали бы разработку как старых, так и новых месторождений черного золота.
Как показала практика, удобной формой контрактов в нефтегазовой отрасли являются режимы соглашений о разделе продукции. Они активно используются во всем мире как государствами с большим опытом в этой области (Азербайджан, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Индонезия), так и странами с развивающейся нефтегазовой промышленностью (например, Гренландия и некоторые африканские страны, стимулирующие таким образом деятельность по разведке месторождений нефти и газа). В Бразилии посчитали необходимым дополнить законодательство в нефтегазовой сфере типовым контрактом о разделе продукции. Местное правительство прибегло к данной мере, чтобы впоследствии использовать такое соглашение при проведении аукционов, предоставляющих право на разведку и разработку глубоководных подсолевых стратегических участков недр.
Транзитеры становятся поставщиками газа
Серьезные перемены в налогообложении нефтегазовой отрасли грядут в тех государствах, которые сегодня ведут разведку и подготовку к добыче сланцевого газа. Благодаря потенциалу месторождений этого нового вида топлива в нефтегазовой отрасли появятся новые участники, в том числе Польша и Украина (с последней у нашей страны неоднократно возникали трения из-за потребления и транспортировки газа). Не исключено, что эти государства из потребителей и транзитеров голубого топлива превратятся в его поставщиков.
«В целом же на мировой карте нефтегазовой промышленности нет ни хороших, ни плохих систем налогообложения, — уверен руководитель международной практики E&Y по оказанию услуг в области налогообложения компаниям нефтегазовой отрасли Алексей Кондрашов. — Решения правительства в области налогообложения зависят от многих факторов. Однако, как нам представляется, правительства, занимающие разумную позицию, учитывают долгосрочную перспективу развития: они готовы подождать, чтобы инвесторы смогли выйти на более высокие уровни добычи и разработать новые месторождения углеводородов. Такие страны переносят налоговую нагрузку на этап генерирования положительных денежных потоков».