Закрыла она его, по данным Росстата, в разных местах по-разному. Но собственно в июне обнаружились некоторые положительные моменты.
Среди приятного — ускорение в июне роста промышленного производства. В прошлом месяце в годовом выражении промышленность выросла на 5,7%, а за полугодие — на 5,3% (подробнее на с. 16).
Продукция сельского хозяйства пребывает в скромном росте. Июньское увеличение ее производства относительно мая на 18,1% — главная заслуга сезонного фактора, к июню же 2010 г. прирост составил 1%, а за полугодие — 0,7%.
По сравнению с маем грузооборот транспорта сократился на 4,5%, в частности железнодорожного — на 2,9%. Но в этом тоже усматриваются сезонные и календарные закономерности: аналогичное снижение можно увидеть и в докризисном июне 2008 г., и в послекризисном 2010 г. К июню прошлого года грузооборот увеличился на 7,2%, а за полугодие — на 4,4% против соответственно 5,6 и 3,9% месяцем раньше.
Темп прироста оборота розничной торговли к предыдущему месяцу замедлился до 1,2% после 2,4% в мае. Однако в годовом выражении он сохранил рост — на 0,1 п.п. — до 5,6% в июне и до 5,3% за полгода. Прирост платных услуг населению за полугодие в годовом выражении остался тем же, что и за пять месяцев, — 2,9%. Но к предыдущему периоду в июне он увеличился на 0,4% после снижения на 2,3% в мае.
Динамика внешнеторгового оборота продолжает питать опасения экспертов за благополучие в перспективе торгового баланса и счета текущих операций. Статистика с учетом июня дает дополнительную порцию пищи для неприятных размышлений. По сравнению с маем оборот уменьшился на 0,9%, и произошло это именно за счет сокращения экспорта на 3,4%. Импорт за месяц, наоборот, увеличился на 3,3%, в годовом сопоставлении российский экспорт вырос в июне на 40% против 44,2% прироста импорта, а за полгода — соответственно 30% против 42,2%.
Год назад это соотношение было обратным — 56,2 и 25,7%. При этом на страницах «ЭЖ» не раз отмечалось, что объем наших поставок за рубеж растет за счет увеличения цен прежде всего на энергоносители, а импорт в большей степени берет физическими поставками. В последнее время мировые цены на нефть в целом стабилизировались, а значит, и потенциал ценового роста экспорта исчерпывается.
Высоким в июне остался прирост к предыдущему периоду инвестиций в основной капитал — 19,5%, по оценке Росстата, хотя в мае он составил 25,8%. Правда, в годовом исчислении увеличение капитальных инвестиций по сравнению с докризисными временами остается скромным — 2,7% за полугодие. Но не стоит забывать, что I квартал закончился с показателем –1,5%.
Цены производителей промышленных товаров по сравнению с маем сократились на 2,2%, что для предприятий, наверное, не самое приятное явление, но благоприятно для будущего уровня инфляции. К тому же греть производителей должен ускорившийся рост производства.
Прирост потребительских цен стал в июне минимальным с начала года — 0,2%, что вдвое меньше, чем год назад. Но в годовом исчислении инфляция в июне набрала 9,4% против 5,8% годом ранее, а за полугодие — 9,5% против 6,6% соответственно.
Это по-прежнему отрицательно сказывается на динамике реальных денежных доходов населения: за январь — июнь к этому же периоду прошлого года они ниже на 1,4%. Но июнь порадовал их ростом на 11,4% относительно мая и на 0,7% — в годовом сопоставлении. Месяцем раньше было соответственно –0,5 и –5%.
Годовой темп роста реальной зарплаты ускорился в июне с майских 2,6% до 4,2%, а за полугодие — до 2,4% против 2% месяцем ранее. Помог прирост реальных зарплат относительно мая на 7,8%.
Наконец, число безработных по предварительным данным сократилось в июне к предыдущему месяцу на 5%, в годовом сопоставлении — на 11,2% и за полгода — на 13,2%.