Начальник УГИБДД по Московской области Сергей Сергеев в интервью «Российской газете» сказал об увеличении лимита выплат по ОСАГО за мелкие ДТП, оформленные по «европротоколу», с 25 000 до 100 000 руб. По мнению представителя ГИБДД, это позволит оформлять большинство аварий, не привлекая инспекторов, и снизит число пробок.
Усердие полисмена объяснимо: пробками на дорогах российских городов уже занялась Генпрокуратура, которая требует установить нормативы времени прибытия инспекторов ГИБДД к месту аварии.
С. Сергеев осознает, что это невозможно. Недавно Российский союз автостраховщиков предложил повысить лимит по данному виду выплат до 50 000 руб. Тогда в ГИБДД станут обращаться реже. С. Сергеев на всякий случай удвоил предлагаемую сумму и поспешил с собственным ноу-хау в правительственную газету.
Однако не все так просто. Из-за того, что страховые компании нередко отказывают в выплатах по авариям, оформленным потерпевшими в соответствии с законом об упрощенном оформлении небольших ДТП (имеется в виду «европротокол»), водители предпочитают дождаться инспекторов ГИБДД. В Москве ежедневно происходит около 2000 аварий без пострадавших и погибших, с небольшим материальным ущербом. Это примерно 80% от общего числа ДТП. Инспектора прибывают на место, как правило, через два — четыре часа. В результате на дорогах образуются пробки.
Упрощенный порядок оформления ДТП с ущербом до 25 000 руб. был принят два года назад. Страховщики тогда высказывались, что случаи мошенничества на рынке ОСАГО участятся, и просили в связи с возросшими рисками поднять тарифы на этот вид страхования. Но просьба у страховщиков ОСАГО нечто вроде ритуального заклинания, на которое почти неприлично обращать внимание. По факту страховые компании принялись саботировать «упрощенку» — или отказывали в выплатах, или максимально затягивали время принятия решения.
В ходу у страховщиков были классические уловки: эксперты насчитывали потерпевшему ущерб, чуть превышающий лимит по «упрощенке», например 26 000 руб. (в этом случае выплата возможна только по официальной справке из ГИБДД, а получить ее задним числом нереально), или при оформлении по справке № 748 настаивали, чтобы была печать ГИБДД, хотя это не требуется ни по закону, ни по ведомственным циркулярам. Несчастные водители метались между отделениями ГИБДД и страховыми компаниями, и в конце концов кто-то из них не выдерживал и отсеивался. Как в старом анекдоте: «на эти 2% и жили»... страховые компании.
Тем временем цены росли, и самих водителей перестала устраивать максимальная сумма выплаты 25 000 руб.: сгоряча согласишься на «европротокол», а потом окажется, что ремонт обойдется тысяч в сорок. Мало кто из потерпевших способен с первого взгляда оценить реальный размер ущерба.