Повышение мобильности населения, снижение транспортных издержек бизнеса и обеспечение безопасности аэропортов и вокзалов — такие цели определены в проекте госпрограммы, подготовленной экспертной группой Минтранса России, разрабатывающей транспортный раздел новой «Стратегии-2020». Документ опубликован на сайте группы и направлен на согласование в Минэкономразвития, Минфин и другие федеральные ведомства.
По словам руководителя экспертной группы Михаила Блинкина, документ основан на предложениях Минтранса. В самом транспортном ведомстве сообщили, что речь пока идет о предварительном проекте госпрограммы. Что же предлагают эксперты и чиновники транспортного ведомства?
К 2020 г. на развитие транспорта может быть потрачено 13,6 трлн руб. Из них 7 трлн руб. составят средства федерального бюджета.
Показателей, по которым будет оцениваться эффективность программы, несколько. Прежде всего это транспортоемкость ВВП, то есть средний уровень транспортных издержек компаний и граждан. Сейчас в конечной стоимости продукции они достигают 15—20% вместо 7—8% в развитых странах. Цель ставится скромная — к 2020 г. транспортоемкость должна быть на один процентный пункт ниже, чем в 2010 г.
Далее — транспортная подвижность населения. Известно, что россияне не отличаются мобильностью. Отчасти это объясняется низким качеством автодорог и почти полным отсутствием скоростного железнодорожного сообщения. За время действия программы транспортная подвижность должна возрасти на 31%. Экспорт транспортных услуг, как предполагается, вырастет на 53,9% к уровню 2010 г., до 23,4 млрд долл. Наконец, число происшествий на транспорте сократится на 20,1%.
«Понятно, что если уровень финансирования будет другим, то сроки достижения целевых показателей могут быть скорректированы», — пояснил М. Блинкин.
Сегодня износ основных фондов на транспорте достигает 50—66%. Средний срок службы магистральных пассажирских самолетов составляет 17 лет, а в региональной авиации приближается к 30 годам. Лишь 38,6% федеральных автодорог к началу этого года соответствовало нормативным требованиям. Такая транспортная система не справляется и с нынешним уровнем нагрузок, а к 2020 г., по прогнозу Минтранса, пассажирооборот вырастет на 33,5%, а оборот грузов — на 40%.
Средства на улучшение ситуации пойдут несколькими потоками. На ФЦП «Развитие транспортной системы» придется более половины федерального финансирования. Сейчас действует программа до 2015 г., но Минтранс предлагает продлить ее до 2019 г. Обновленная программа позволит довести долю автодорог, соответствующих нормативам, до 62,7%. Предполагается постройка 3000 км новых железных дорог, скорость доставки грузов в 2015 г. достигнет 305 км в сутки, а транзитных контейнеров — 950 км в сутки.
Еще одна действующая ФЦП, которая может войти в состав новой госпрограммы, — «Модернизация единой системы организации воздушного движения на 2009—2018 годы». Ее основная цель — повысить качество аэронавигационного обслуживания полетов.
Указ о разработке «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» президент Дмитрий Медведев подписал в конце марта прошлого года, сразу после терактов в московском метро. Предполагается, что доля защищенных от террористической угрозы транспортных объектов с 41,4% в текущем году вырастет до 76,7% уже в 2013 г. Федеральному бюджету реализация программы безопасности обойдется в 46,7 млрд руб.
Финансовые параметры транспортной госпрограммы еще будут обсуждаться, но общий курс на увеличение расходов на транспорт, в частности на дорожное строительство, В. Путин уже одобрил. Например, на майском совещании в Твери он говорил, что до 2020 г. в России будет построено 18 000 км только федеральных автодорог. На решение данной задачи намечается потратить до 8 трлн руб. А министр транспорта Игорь Левитин ранее заявлял, что достичь целей действующей транспортной ФЦП до 2015 г. поможет воссоздание федеральных и региональных дорожных фондов.
Теперь о дорожных изысках экспертов и чиновников Минтранса. По их мнению, финансирование развития дорожной сети надо полностью переложить на плечи, а точнее, на кошельки автомобилистов.
Сейчас автомобилисты покрывают около 40% бюджетных расходов на дорожную систему, 30% дают акцизы на топливо, 10% — транспортный налог. Акцизы на топливо в 2012—2015 гг. должны быть повышены в расчете на литр на 7—8 руб., и почти треть розничной цены бензина пойдет на строительство и ремонт дорог.
Пока в Налоговом кодексе заложено повышение акциза на 1 руб. в 2012 г. и 2013-м. Сейчас акциз на литр бензина 3-го класса составляет 4,23 руб., это 18—23% стоимости 92-го бензина.
В транспортный налог должна войти плата за парковку автомобиля на территориях муниципалитетов, для чего можно ввести и дополнительный налог, считают эксперты. В будущем они предлагают ввести налог на километр пробега, но придется оборудовать все машины устройствами спутникового позиционирования. Так уже живут Нидерланды, система работает на GPS. В России собирать налог поможет спутниковая навигационная система «ГЛОНАСС». Покилометровый тариф можно будет дифференцировать по регионам и автомобилям.
Между тем директор профильного департамента Минэкономразвития Сергей Беляков заявил, что его ведомство не поддерживает планы повышения налоговой нагрузки на автомобилистов, прежде всего из-за их низкого качества.
К сведению
В этом году бюджетные ассигнования на дорожное хозяйство составят 352,1 млрд руб., а за 2012—2014 гг. — 1,2 трлн руб. С этого года воссоздан и федеральный дорожный фонд, в который поступают средства от акцизов на бензин, сборов за проезд грузовиков и иностранных автомобилей и от аренды земли в полосе отвода дорог. До 2020 г. на дороги будет аккумулировано 8,4 трлн руб.: 4,5 трлн — в федеральном дорожном фонде и 3,9 трлн — в региональных, прогнозировал в мае текущего года премьер Владимир Путин.