Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Закон был принят Госдумой 29 июня 2011 г. и одобрен Советом Федерации 6 июля. Это значит, что судам под иностранными флагами разрешат плавать по Клязьме и другим рекам России, если на их бортах будет не более чем по полвзвода пассажиров и членов команды.
Как сообщил корреспонденту «ЭЖ» замминистра транспорта Виктор Олерский, закон направлен на развитие в Российской Федерации водного туризма, в том числе въездного, увеличение притока валютных поступлений в экономику страны за счет общего увеличения потока иностранных туристов в Россию, роста налоговых отчислений, а также объема работ российских компаний, занятых в сервисном обслуживании спортивных и прогулочных судов.
В. Олерский отметил, что в ближайшее время Минтранс подготовит необходимые подзаконные акты и уже в начале августа начнет выдавать разрешения владельцам иностранных туристических судов и яхт, на борту которых будут находиться не более 18 человек, включая членов экипажа.
Это ограничение, по его мнению, сдерживает развитие не только водного туризма, но и экономики страны в целом.
«Таким образом, вместо единичных исключений, осуществляемых по чрезвычайно сложной процедуре, практически недостижимой для обычного иностранного владельца в разовом порядке, будут установлены постоянно действующие правила для целого класса судов», — пояснил парламентарий.
Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня портов и внутренних водных путей, открываемых для захода и плавания таких судов.
В Минтрансе России также считают, что подобная мера позволит активно развивать в стране морской и речной туризм. А развиваться есть куда. Посудите сами. По итогам прошлого года доля туризма в ВВП России составила всего 2,5%. Но даже в этом мизерном по мировым меркам показателе доля морского и речного туризма не превышает 3%. Такие объемы разглядишь разве что под микроскопом.
По данным В. Олерского, совокупный рынок российских круизных перевозок в 2010 г. составил 8 млрд руб. «Это, конечно, скромная сумма», — признает замминистра и объясняет причину тем, что российский пассажирский и туристический флот в большинстве своем «пожилой», возраст 60% судов — 40—60 лет. Поэтому открытие российских рек для иностранцев обострит конкуренцию и заставит отечественный речной бизнес вкладывать деньги в строительство новых судов.
Президент Ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов считает, что главной проблемой остаются вопросы согласований, поскольку на разрешение требуются визы восьми ведомств, в том числе Минобороны и ФСБ. То есть вопрос не в принципиальном открытии внутренних водных путей для иностранцев, а в необходимости упрощения разрешительной процедуры.
По данным только Всероссийской федерации парусного спорта, к ним поступает около 5000 запросов из-за рубежа на проход по внутренним водным путям. Но до сих пор действующее законодательство разрешало хождение судов по российским водным путям исключительно под государственным флагом РФ.
В новой редакции Кодекса сказано, что «перечень портов и внутренних водных путей, открываемых для захода и плавания судов под флагами иностранных государств, устанавливается Правительством РФ». Скорее всего разрабатывать подзаконные акты будет Минтранс. Он определит, какие порты и водные пути готовы принимать яхты и катера. Пока, по экспертным оценкам, их можно пересчитать по пальцам одной руки. К приему яхт готовы Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тольятти. Но реально дойти иностранное судно сможет только до Санкт-Петербурга. До остальных городов добраться невозможно из-за отсутствия необходимой инфраструктуры — сервисных центров и заправок. Российские яхтсмены вспоминают, как пять лет назад группу, совершавшую путешествие между Москвой и Санкт-Петербургом, сопровождал следовавший по берегу бензовоз.