18 июля 2011 г. Федеральным законом № 238‑ФЗ были внесены изменения в Трудовой кодекс: ст. 209, 217 и 226 теперь изложены в новой редакции. Зачем понадобились поправки и в чем их смысл?
Реальная картина в сфере охраны труда мрачная. По данным Минздравсоцразвития России и Росстата, ежегодно более 3000 человек погибают на рабочих местах, около 50 000 в результате несчастных случаев на производстве утрачивают трудоспособность, у 6000 диагностируют профессиональное заболевание. В связи с этим охрана труда становится для государства одной из приоритетных задач. Изменения, которые мы проанализируем, сводятся к нескольким серьезным шагам по выстраиванию системы охраны труда, нормально функционирующей и обеспечивающей сохранение жизни и здоровья работающих граждан. Итак, в чем смысл нововведений?
Риски повреждения здоровья работников
Статья 209 ТК РФ дополнена ч. 14 и 15 следующего содержания: «Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Благодаря этому наконец-то в России появился инструментарий, который используют практически во всех развитых странах, — управление профессиональными рисками. Это означает кардинальное изменение приоритетов в сфере охраны труда.
До настоящего момента работодатель, причинив вред здоровью работников (например, тяжелыми условиями труда), компенсировал его льготами — сокращенным рабочим днем, повышенной оплатой труда, увеличением продолжительности отпуска. Подобная модель ущербна и фиксирует своего рода статус-кво: работодатель не улучшает условия труда, а работник получает льготы и компенсации.
С внесением изменений модель охраны труда станет иной. Сейчас ее основная задача — переход от реагирования на страховые случаи постфактум к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель достигается путем введения такого инструментария, как управление профессиональными рисками.
Работодателю теперь вменяется в обязанность совершенно новый для него функционал. Ему предстоит выстроить на своем предприятии систему, в рамках которой:
1) выявляются риски для жизни и здоровья работников;
2) эти риски оцениваются (путем различных процедур, как традиционных, например в результате аттестации рабочих мест, так и неопробированных);
3) разрабатывается комплекс мероприятий по снижению выявленных рисков;
4) все эти мероприятия реализуются на практике.
Основой охраны труда на предприятии должно быть недопущение реальных и значимых профессиональных рисков. Конечно, для российских работодателей это непривычно. Им придется учиться управлению рисками. Напомним, что рынок услуг в сфере охраны труда в нашей стране достаточно развит. И те предприятия, которым не по силам организовать такую деятельность самостоятельно, могут привлечь квалифицированных аутсорсеров — организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда.
Кроме того, Минздравсоцразвития России готовит Порядок оценки уровня профессионального риска. Он фактически установит методику оценки рисков и станет своего рода руководством для хозяйствующих субъектов. Безусловно, в дальнейшем система оценки профессиональных рисков будет связана с размером страхового тарифа, уплачиваемого работодателями в фонд социального страхования: чем выше уровень профессионального риска (и чем хуже состояние здоровья работающих граждан), тем выше тариф в ФСС России, и наоборот.
Услуги по охране труда
Часть третья ст. 217 ТК РФ теперь звучит так: «Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда».
Фактически новая редакция статьи наделяет Минздравсоцразвития России правом выстроить полноценную систему аккредитации организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда. Ее особенности заключаются в следующем.
1. Аккредитация перестает носить уведомительный характер, который был закреплен, в частности, в приказе Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Появляется система входящего контроля (на момент получения аккредитации организацию проверят на соответствие необходимым критериям, при существующем порядке рассматривается лишь пакет документов).
2. Вводится система контроля за деятельностью аккредитованных организаций (это означает активное участие государства в регулировании рынка услуг — постоянный мониторинг, аудит, контроль за организациями, оказывающими услуги в сфере охраны труда).
3. Формируется порядок приостановления и отзыва аккредитации (сейчас эти ситуации не регулируются).
Перечисленные нововведения позволят государству проводить более четкую и последовательную политику по доступу организаций (обучающих, аттестующих, аутсорсинговых) на рынок услуг в сфере охраны труда, установлению необходимых требований к ним и обеспечению их выполнения. В результате должны быть сформированы условия для того, чтобы на рынке остались исключительно квалифицированные и ответственные организации.
Затраты на охрану труда
Часть 3 ст. 226 ТК РФ дополнена предложением следующего содержания: «Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда».
Смысл поправок в том, чтобы обеспечить адекватное финансирование системы охраны труда на уровне хозяйствующего субъекта, предотвратить нецелевое использование средств, предназначенных для проведения мероприятий по охране труда работников. Напомним, что в соответствии со ст. 226 ТК РФ мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодателями должны финансироваться в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
Работодатели нередко под эгидой улучшения условий и охраны труда финансируют мероприятия, не имеющие к этому никакого отношения. Теперь такой возможности не будет. Государство подготовит четкий типовой перечень мероприятий, которые могут быть реализованы в данном направлении. Перечень будут устанавливать ежегодно, что позволит оперативно выстраивать приоритеты государственной политики в сфере охраны труда на уровне каждого хозяйствующего субъекта.
Необходимо отметить, что модель охраны труда стремительно меняется и названные поправки — небольшой элемент системной работы в указанном направлении. Скоро российских работодателей ждут изменения в области аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения по вопросам охраны труда, установления скидок и надбавок к страховому тарифу и др.
Новые требования к охране труда вступают в силу с 2 августа 2011 г. Однако порядок оценки уровня профессионального риска, предусмотренный ст. 209, пока в стадии разработки. А перечень мероприятий, которые работодатель обязан провести в рамках охраны труда, ежегодный. Его логично ожидать к началу 2012 г.