С 1 июля 2011 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (внесены Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ уточнен порядок представления документов в регистрирующий орган. При регистрации юридических лиц, создаваемых в том числе путем реорганизации, изменений, вносимых в учредительные документы, а также при подаче уведомлений о внесении таких изменений, установленных федеральными законами, представляются учредительные документы в двух экземплярах (при регистрации изменений — соответственно вносимые поправки или документы в новой редакции). Один экземпляр с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (или его представителю, действующему по доверенности) одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий госреестр.
Установлен порядок электронного документооборота. Если указанные выше документы в электронной форме направляются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, они передаются в единственном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляет представленные заявителем изменения или учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. По просьбе заявителя представляется экземпляр на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа.
Изменен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В частности, устранена обязанность представления решения о реорганизации.
Уточнен порядок подачи документов, подтверждающих представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1—8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Соответствующий документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о госрегистрации территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, установленные Правительством РФ.
Предусмотрена возможность направления в электронной форме таких документов, как:
- определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (при ликвидации юрлица в случае применения процедур банкротства);
- копия решения суда о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
- копия решения суда о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;
- копия документа, подтверждающего госрегистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или имущество учреждения;
- иных предусмотренных Законом о госрегистрации документов.
Таким образом, изменения направлены на реализацию принципа «одного окна» и введение внутреннего оборота документов, в том числе в электронной форме, между регистрирующим органом и иными государственными, муниципальными и судебными органами. В целом изменения коснулись свыше 70 федеральных законов, большая часть из которых вступила в силу с 1 июля 2011 г.