Рубрике «Экономика и духовность» — 15 лет!

| статьи | печать

Много это или мало? Время подводить итоги, оглядываясь на результаты трудов, или идти, не останавливаться, оставаться в строю, продолжая то дело, к которому приставлены жизнью? Мы так это понимаем, хотя тогда, в далеком 1996 г., сама идея рубрики родилась в беседе главного редактора газеты «Экономика и жизнь», в то время еще и Президента клуба православных предпринимателей, Ю. Якутина с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, вечная ему память и благодарность за благословение и добрые напутствия.

Благодарность и нашему газетному начальству — и тогдашнему, и нынешнему: было много всего, но никогда и никто не понукал, не понуждал, не гнул, не заставлял, не выправлял, не втискивал в развороты чужеродную рекламу. И все, что в них было сказано, все не в угоду властям, начальству или кому-то из ныне живущих. Признаемся сегодня, что даже и не в угоду читателю. Пушкина как-то спросили: «А где вы служите?» — «Я числюсь по России», — ответил поэт. Как бы и нам хотелось сказать по-пушкински, но не дерзнем, ибо сознаем, что место наше много скромнее. Пушкин — явление чрезвычайное, и большая честь уже только писать о нем.

Большая честь и ответственность. «Если бы Пушкин не только изучался учеными, а вот вошел другом в наши домы, — писал В. Розанов, — любовно прочитывался бы, нет, — трепетно переживался бы каждым русским от 16 до 23 лет, — он предупредил бы и сделал невозможным разлив пошлости в литературе, печати, в журнале и газете…»

Пушкин при всей его удивительной необъятности — явление в русской истории не исключительное. Скажешь «Пушкин», и сразу выстраивается в голове целый ряд блистательнейших имен: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов… И это только в литературе. Столько, что не растерять бы…

Два или три года назад на российском телевидении выбирали главное имя России. Святые, цари, правители, писатели, реформаторы… Сталин, Ленин, Петр, Екатерина, Александр II, Иван Грозный, Суворов, Достоевский, Пушкин, Столыпин, Менделеев, Александр Невский. И уже по этим только перечисленным именам ясно, что мы живем на земле с богатейшей историей. На что бы ни указали нам: «Смотри, вот это новое», сможем ответить словами Екклесиаста: «Это было уже в веках, бывших прежде нас». Все уже было в русской истории. Даже пресловутые ныне перемещение кремлевских палат в окрестности Москвы и так называемый тандем — и те для знающих русскую историю вовсе не новость. Вспомним Александровскую слободу, в которую переместился из Москвы государев двор, вспомним и Симеона Бекбулатовича — «Великого князя всея Руси», писавшего от своего имени жалованные государевы грамоты. «Что там дальше-то будет, Иван Васильевич?», — приставали к Грозному желающие определиться бояре. — «Потерпите, скажу. Будете довольны!» — многозначительно отвечал им великий царь…

Президент Медведев долго размышлял, устраивать ли праздник 1150-летия русской государственности в 2012 г. Вот уж и ручку брал в руки и… откладывал в сторону. Что заставило все же решиться? Соображение, что грядущее празднование будет иметь значение «не только и не столько научное, сколько абсолютно практическое», или сложившееся печальное убеждение, что нет у нас памяти о прежнем, без которой нет будущего, что «не останется памяти и у тех, которые будут после»?

Согласимся с Дмитрием Анатольевичем. Представления о том, что мы какие-то неполноценные, что даже государство нам занесли откуда-то из Западной Европы, а сами мы до этого не могли додуматься — вещь очень вредная. Что крайне вредны и негативистские тенденции в оценке тех или иных исторических событий, явно прослеживающиеся, например, в оценке значимости нашей победы во Второй мировой войне. Согласимся и с тем, что для успешного развития нужен учет национальных традиций. Что огромное значение для нашей страны имеет вопрос сохранения культурного наследия, необходимого для того, чтобы поддерживать так называемую генетическую память народа…

Не согласимся лишь с тем, что 2012 г. с разными его историческими юбилеями следует выделять как-то особо, делать годом российской истории. Чем же заниматься историкам в прочие годы? Рубрике «Экономика и духовность» 15 лет, и каждый прожитый страной год представал на соответствующих страницах «Экономики и жизни» годом российской истории. Историки говорили президенту о необходимости создания специальной площадки, специального портала, форумов, где бы они могли свободно высказываться. В течение 15 лет «Экономика и духовность» была именно такой площадкой, таким порталом, зазывавшим, тянувшим, уговаривавшим историков высказаться. Не наша вина, что по большей части пришлось высказываться нам же самим.

15 лет, 180 разворотов без единого пропуска, 360 полос. Целая галерея портретов русских подвижников, святых, деятелей культуры, науки, военачальников, министров, русских князей, царей, инженеров, изобретателей, предпринимателей… Пушкин, Достоевский, Гоголь, Столыпин, Александр Невский, Серафим Саровский, Ленин, Сталин, Румянцев, Суворов, Ушаков, Петр, Екатерина, Павел… Это о тех, о которых еще что-то говорят, еще что-то знаем. А еще и множество других, почти забытых имен.

О дореволюционных министрах финансов, бережливых и расточительных, либералах, схожих с сегодняшним Кудриным, и в противность им консерваторах-протекционистах рассказали едва ли не о всех. Материалов на целую книгу. Биографий, заметок, очерков о жизни русских предпринимателей, этого, по выражению И. Шмелева, «светлого царства русского» опубликовано на страницах рубрики многие десятки. С еще большей старательностью, и на йоту нельзя было ошибиться, готовились к публикации жития русских святых, к которым, естественно, причисляли и тех, которые хотя и подвизались не на русской земле, но в сердце русском всегда почитались русскими.

Важнейшие даты в истории городов, в истории советских республик, в истории российских реформ, в истории русской культуры, юбилеи битв и важнейших событий, бунтов, войн, революций — и мимо этого всего не проходили мы с равнодушием, откликаясь по мере места и сил заметками и более пространными материалами.

Трудно нам оценить их качество, отдаем это на откуп читателям. Кстати сказать, все на наших страницах опубликованное и не есть нечто такое, что можно было бы назвать научными статьями. В большинстве своем это лишь краткие очерки о русской истории и о людях, населявших Россию, «числившихся по России», написанные не с оглядкой на читателей, но в дань уважения великим предкам, благодаря которым и сама Россия зовется великой.

отклики

Александр Минкин,обозреватель газеты «Московский комсомолец»

Смелый логический «мостик» из событий минувших времен в день сегодняшний выстраивает «Экономика и жизнь», продолжая свою оригинальную серию «Иванов, Петров, Сидоров». Обыгрывая эти типовые для России фамилии, газета находит героев из разной социальной среды. На этот раз речь идет о талантливом, отважном предпринимателе Сидорове…

Лео Бокерия, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.И. Бакулева и директор института кардиохирургии им. В.И. Бурановского

«Экономика и жизнь» постоянно добывает из глубин истории не только «судьбоносные» события и факты, но пишет и о бытовых народных традициях, часто полузабытых, но интересных, достойных воскрешения. В материале «Крещенские звезды» тепло и уважительно рассказано о романтических подробностях давнишнего на Руси обряда крещения…

Юрий Поляков, Главный редактор «Литературной газеты», писатель

Одна из самых благородных задач журналистики — содействовать сбережению художественных ценностей российской национальной культуры. Газета «Экономика и жизнь» публикует рассказ о тайнах общепризнанного шедевра — картины А. Иванова «Явление Христа народу» — вокруг которого по сей день не утихают споры искусствоведов и философов, писателей и священнослужителей…

Валерий Евсеев, главный редактор газеты «Вечерняя Москва»

В газете «Экономика и жизнь» предметом оригинального исторического исследования оказался привычный нам всем документ — паспорт. В материале «Баллада о паспорте» на традиционной полосе «Экономика и духовность» главный наш государственный документ предстает как воистину живое существо, испытывающее на своих путях-дорогах все передряги в судьбах России, отражая трагедии и радости минувших веков.

Римма Казакова, первый секретарь Союза писателей Москвы, поэт

Газета «Экономика и жизнь», верная идее почитания культурных традиций старины, печатает неведомые нам подробности народного празднования Пасхи, этого весеннего, светлого дня, когда над землей «льется голос колокольный, улетает до небес…»

Михаил Ненашев, директор издательства «Российская гуманитарная книга»

Газета «Экономика и жизнь» радует выходом на идею нравственной стороны хозяйственных отношений, развернувшихся в яростном мире «рыночной эры»: рубрика «Экономика и духовность» активно сопрягает эти два, казалось бы, противоположных понятия.

Борис Ленский, генеральный директор Российской книжной палаты

«Экономика и жизнь», как всегда, вдумчиво, нестандартно откликается на юбилеи исторических событий и личностей. Столетие преподобного Серафима Саровского газета отметила полосной публикацией «Святой Серафим», где представлены главные вехи мирского бытия прославленного старца, приведены незнакомые большинству подробности его судьбы.