Нефтяные корпорации сокращают поставки бензина на внутренний рынок на фоне роста числа автомобилей, увеличения акцизов и новых требований техрегламентов. Правительство намерено вернуть на рынок «народные» марки бензина, однако дефицит топлива, а вслед за ним и новый виток цен практически неизбежны, уверены эксперты. Необходимо комплексное решение проблемы дефицита — реальная модернизация нефтепереработки и конкуренция на рынке АЗС.
За первые шесть месяцев текущего года, по данным ИАЦ «Кортес», нефтяные компании поставили на внутренний рынок 14,8 млн т автомобильного бензина. Для сравнения: в январе — июне 2010 г. аналогичный показатель составил 15,3 млн т, то есть в 2011 г. он на 3,2% меньше. В то же время количество автомобилей в собственности граждан и организаций увеличилось на 5%. «Если сложить рост спроса и уже имеющийся недостаток топлива на рынке, получается дефицит свыше 8%, — отметил директор по стратегическому развитию ИАЦ „Кортес“ Павел Строков на пресс-конференции в РИА „Новости“. — При этом комплексного решения проблемы не видно, происходит лишь затыкание постоянно возникающих дыр».
Только за прошлую неделю нефтепродукты на АЗС в среднем по России подросли на 5 коп.: цена бензина марки АИ-80 — 23,8 руб., АИ-92 — 25,56 руб., АИ-95 — 27,29 руб. за литр.
Ситуация обостряется из-за вступления в силу техрегламентов по Евро-2, считает Павел Строков. Бензин, не соответствующий новым требованиям, перестали поставлять на рынок. Правительство намерено перенести сроки введения Евро-2 на следующий год, но производителям нефтепродуктов потребуется время, чтобы перестроиться.
Кроме того, увеличилась цена на дизельное топливо. Она превысила зимние показатели и сейчас равна в среднем 24,81 руб. за литр (24,41 руб. в феврале). Так что зимой предприятия столкнутся с еще более высокой ценой на дизтопливо, а значит, вверх поползут цены на другие марки бензина.
Розничная цена литра бензина, по словам президента Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, ежегодно в среднем повышается на уровень инфляции — приблизительно на 8—10%. Однако введенная по инициативе Минфина индексация акцизов на бензин дополнительно будет увеличивать его цену на 2 руб. в год.
Непонятно, по оценке экспертов, почему такой необходимый для отечественной экономики продукт, как бензин, оказался в одной группе с алкоголем и табаком, на которые было принято решение повысить акцизы в целях пополнения казны и формирования условий для здорового образа жизни граждан. По всей вероятности, специалисты Минфина решили, что ходить пешком россиянам полезнее, чем ездить на автомобилях. Только что делать с промышленными грузами? Не таскать же их на плечах.
Среди причин дефицита бензина на внутреннем рынке есть еще одна — отсутствие свободной конкуренции в розничной сети по продаже топлива. По словам Евгения Аркуши, РТС уже направил в кабинет министров обращение, в котором просит создать равные условия для всех участников розничного рынка топлива. Необходимо вывести АЗС из состава вертикально интегрированных нефтяных компаний, а также организовать продажи всего моторного топлива на бирже, чтобы предприятия розницы могли приобретать его на равных условиях.
Весьма интересно и предложение РТС исключить в дальнейшем любое административное вмешательство в ценообразование на рынке топлива.
В целом уже сейчас ясно: избежать нового витка цен на бензин не удастся. Это признал и заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач (см. «ЭЖ», 2011, № 28, с. 03).
Схема развития событий известна. Владельцы нефтяных корпораций будут жаловаться на плохой деловой климат в России, что вынуждает их покупать за рубежом дворцы, яхты и футбольные клубы вместо инвестирования в модернизацию НПЗ. Чиновники начнут обвинять предпринимателей в уклонении от внедрения инноваций. В конце концов за бензин по новым ценам заплатят потребители. Такова уж российская цивилизационная модель, простите за выражение.