Темпы роста выручки компаний в быстро развивающихся странах втрое превышают аналогичные показатели предприятий развитых государств. В результате, по оценкам экспертов, уже к 2015 г. капитализация крупнейших компаний развивающихся стран достигнет уровня корпораций, работающих на развитых рынках.
В течение последних пяти лет средние показатели ежегодного прироста выручки предприятий быстро развивающихся стран почти втрое превышали аналогичные параметры фирм в развитых странах — 16% по сравнению с 5%, отмечается в исследовании Globalization 3.0, проведенном компанией Ernst & Young.
Если десять лет назад доля таких предприятий среди 1000 крупнейших компаний в мире по объемам рыночной капитализации составляла скромные 10%, то теперь они занимают почти треть позиций. Причем темпы роста выручки крупнейших компаний развивающихся государств превышают показатели роста национальных ВВП. Около 70% суммарной стоимости их капитала приходится на страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай).
Компании мирового уровня сейчас встречаются в любой стране, считает эксперт E&Y Алексис Карклен-Марше. Ведущим игрокам надо приспосабливаться к новой реальности. Если текущие темпы роста сохранятся, то к 2015 г. на эти быстро развивающиеся страны будет приходиться половина рыночной капитализации лидирующих компаний.
Самую высокую динамику демонстрируют Индия (среднегодовой показатель прироста выручки — 27%), Бразилия (22%), Россия (17%) и Китай (17%). Вместе с тем в числе компаний, показывающих высокую экономическую динамику, есть не только представители группы БРИК. За последние пять лет на 16% возросли показатели выручки в Индонезии и Малайзии, на 14% — в Польше и на 13% — в ЮАР. В одних государствах эти достижения обусловлены стремительными темпами экономического роста стран в целом, в других положительную роль сыграли растущие цены на сырье (прежде всего это касается горнодобывающих и нефтегазовых компаний).
Капитализация крупнейших компаний развивающихся стран растет не только за счет стремительных темпов увеличения их выручки. Они демонстрируют более высокую рентабельность по сравнению с предприятиями в развитых государствах. Средняя норма операционной прибыли по выборке компаний из быстро развивающихся стран составляет 24% при 18% у представителей развитых рынков.
Интересно, что в течение последних пяти лет существенно повысились нормы операционной прибыли крупнейших российских компаний — до 27%. Причем это происходит на фоне постоянных жалоб их топ-менеджмента на сложные условия ведения бизнеса.
Традиционно нормы прибыли компаний в быстро развивающихся странах, замечают аналитики, обеспечиваются благодаря сравнительно низкой стоимости рабочей силы и менее жестким условиям государственного регулирования бизнеса. Однако все более важным фактором роста рентабельности становится тот факт, что многие из этих корпораций сегодня выходят на мировой уровень и владеют значительной интеллектуальной собственностью.
Цены на акции анализируемых компаний в быстро развивающихся странах в течение пяти лет увеличились на 132%. В то же время акции предприятий в развитых странах поднялись в цене лишь на 6%. При этом темпы роста цен на акции, по всей вероятности, падают по мере роста экономики.
Сделки приобретения продолжают играть решающую роль в рамках стратегий роста компаний. Причем в настоящее время они не имеют четкой направленности. Помимо традиционных сделок, в рамках которых игроки зрелых рынков приобретают активы в быстро развивающихся государствах, распространенными стали сделки компаний на быстро развивающихся рынках между собой. Также наблюдаются сделки по приобретению представителями быстро развивающихся стран активов на зрелых рынках. В прошлом году примерно треть сделок была заключена в Северной Америке, треть — в Европе и треть — в быстро развивающихся странах.
По оценке экспертов, высокие показатели роста выручки и прибыли компаний в быстро развивающихся странах непосредственно связаны с экономическим ростом. Это вовсе не отменяет рисков, но в долгосрочной перспективе крупные компании в быстро развивающихся государствах будут сохранять активную динамику роста, их число возрастет. Они будут представлять собой новый серьезный вызов западным компаниям, поскольку конкуренция сегодня может исходить из любой точки мира. Так что получить устойчивое конкурентное преимущество корпорациям развитых государств будет непросто.