В Госдуму внесен законопроект № 583004-5, предусматривающий приведение российского законодательства в соответствие с признанными на международном уровне законодательными подходами к регулированию международных коммерческих споров.
Проектом закона предлагается привести Закон РФ от 07.07.93 № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» в соответствие с международными принципами, выработанными практикой.
В основу проекта положены дополнения к Типовому закону о международном торговом арбитраже 1985 г. (далее — Типовой закон), которые были приняты в 2006 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (далее — ЮНСИТРАЛ).
Проект закона направлен прежде всего на совершенствование применения формы арбитражного соглашения и обеспечительных мер.
Предпочтение отдано такому регулированию, при котором подробно описываются возможные пути удовлетворения требования о письменной форме арбитражного соглашения с учетом современной практики заключения коммерческих договоров.
Новые положения Типового закона в области обеспечительных мер рекомендованы всем государствам для учета во внутреннем законодательстве и предусматривают применение обеспечительных мер международными коммерческими арбитражными судами независимо от того, на территории конкретного государства или за границей находится место арбитражного разбирательства. В связи с этим предлагается п. 1 ст. 1 изложить в следующей редакции: «1. Настоящий Закон применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации. Положения, предусмотренные статьями 8, 9, 179, 35 и 36, применяются также в тех случаях, когда место арбитража находится за границей».
Проектом вводятся дополнительные положения о возможности вынесения решения относительно обеспечительных мер в любой форме, об условиях принятия обеспечительных мер и их временном характере. Наряду с этим урегулированы основания (условия) применения обеспечительных мер, вынесенных по заявлению стороны третейского разбирательства без уведомления другой стороны, предварительных постановлений, действующих в определенных временных рамках. Кроме того, определен особый режим предварительного постановления. В частности, оно имеет силу лишь для сторон и не имеет статуса арбитражного решения, а следовательно, не может быть исполнено в принудительном порядке посредством выдачи исполнительного листа. Предусмотрены также возможность изменения, приостановления и отмены обеспечительной меры или предварительного постановления и предоставление встречного обеспечения.
Вводится ряд положений, призванных уточнить уже существующие нормы российского законодательства, касающиеся международного коммерческого арбитража.
Предполагается изменить ст. 35 названного закона. В случае принятия законопроекта для реализации права на признание и приведение в исполнение арбитражного решения достаточно будет представить только подлинное арбитражное решение или его заверенную копию.
Предлагаемые проектом новеллы позволят усовершенствовать институт негосударственного разрешения коммерческих споров в соответствии с общепринятыми международными стандартами и сделать его еще более привлекательным как для российских, так и для иностранных участников предпринимательской деятельности.