После бодрого июня, когда эксперты зафиксировали резвый подъем деловой активности, в частности в промышленности, в июле бизнес снова пригорюнился. Его удручают падение спроса и все, что за этим следует.
Напомним, что по итогам июня из разных экспертных источников пришли добрые вести об оживлении деловой активности. Так, «Барометр „Деловой России“» показал тогда резкое улучшение «погоды». Этому способствовал значительный рост объемов производства, соответственно и занятости на предприятиях. В июне, по данным названной общественной организации бизнеса, заметно сократился размер теневой экономики. Перспектива представлялась предпринимателям в радужном свете. Они были готовы даже увеличить капитальные инвестиции.
Аналогичную картину написали и эксперты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара: в июне в российской промышленности наступил явный перелом в негативных тенденциях, наибольшие изменения произошли в динамике спроса, более высокие темпы роста продаж на этапе выхода из кризиса наблюдались только дважды, прогнозы выпуска продукции достигли кризисного максимума.
Правда, на этом фоне буднично и даже несколько минорно прозвучали данные обследования деловой активности в промышленности (без малых предприятий) Росстата: в добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производствах индекс предпринимательской уверенности прибавил по 1 п.п., в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды он сезонно вырос на 5 п.п., а с исключением сезонности в самом массовом виде промдеятельности — обработке — снизился с –1,5 до –1,8%.
Возможно, Росстат на излете июня успел уловить новое ухудшение бизнес-настроя. На время написания этой заметки данных по июлю от Института Гайдара еще не было, а «Деловая Россия» сообщила, что июньское оживление сменилось спадом деловой активности. На показаниях ее «Барометра» отразились ресурсные ограничения для бизнеса, в частности сокращение доступности квалифицированных работников, кредитов, долгосрочных инвестиций. Предприниматели также отмечают уменьшение спроса на продукцию, затоваривание складов, высвобождение производственных мощностей и сокращение производства.
Месяцем ранее данные Росстата звучали не настолько бодро. И теперь они воспринимаются менее драматично. В июле индекс предпринимательской уверенности по добыче полезных ископаемых (охвачено 408 организаций) остался на июньском уровне — 6%. Заметим, что в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых он опустился на 3 п.п. — до 5%, а в остальной добыче, как и в июне, составил 6%. То есть 8 и 6%, как 5 и 6%, дали одинаковый результат. Впрочем, если судить по диаграмме индексов предпринимательской уверенности с исключением сезонного фактора, в добыче июль отметился отчетливым снижением.
В обработке (3746 предприятий) индекс тоже сохранил июньское значение — 0%. То есть доли оптимистов и пессимистов равновелики. Каких-либо заметных ухудшений или улучшений по конкретным видам деятельности этого промсектора ни у кого не произошло и на драму не тянет — с виду унылая производственная пьеса.
Но любопытную информацию относительно обрабатывающих производств приводит РосБизнесКонсалтинг: по индексу HSBC и Markit Economics в июле деловая активность в обработке впервые с декабря 2009 г. снизилась на фоне ослабления спроса на российские экспортные товары из-за замедления роста в Китае и еврозоне. Звучит крайне лестно, если учитывать долю продукции обрабатывающих производств в структуре российского экспорта. Разве что под всей обработкой понимать отечественную металлургию. Скорее внешняя конъюнктура объяснила бы печаль добытчиков углеводородов и лишь по касательной — обрабатывающих предприятий в их обслуге.
В производстве и распределении электричества, газа и воды (охвачено 306 организаций) индекс предпринимательской уверенности в июле вырос на 6 п.п. — до –1%. Причем растет он второй месяц и с очисткой от сезонности. Есть за кого порадоваться.
Между тем Росстат, в отличие от «Деловой России», говорит, что, по оценкам руководителей добывающих и обрабатывающих предприятий, в июле сохранилась тенденция роста спроса на продукцию: по сравнению с июнем баланс оценок в добыче улучшился на 4 п.п., в обработке — на 1 п.п. Но что касается индекса предпринимательской уверенности с исключением сезонности в добыче — выше сказано. Добавим, что и в обработке сезонная корректировка снова опустила индекс — до –2,1%. Так что в этот раз грустная песня звучит в унисон.