В начале февраля главные экономические ведомства подвели итоги развития экономики за прошлый год. Ни по одному из экономических показателей прогнозы Минэкономразвития не сбылись. Исключением стала инфляция, которая «успешно» превысила уровень, запланированный чиновниками. Но наша страна недаром славится своей непредсказуемостью — не обошлось без парадоксов и сейчас…
Рост промышленного производства в стране, по данным Росстата, в прошлом году составил 6,1%. Это значительно ниже уровня 2003 г., когда объем промпроизводства в стране вырос на 7%. Следует отметить, что официальный прогноз роста промпроизводства на 2004 г., сделанный экспертами Минэкономразвития, составлял 7,1%. Но уже в конце прошлого года МЭРТ объявил, что этого показателя достичь не удастся, а рост по итогам 2004 г. составит 6,5—6,7%. Однако итоговые данные «превзошли» все ожидания.
Русские горки
✔ Наибольший спад — 7,5% производства в 2004 г. был отмечен в легкой промышленности. Надо заметить, что после серьезного подъема пять лет назад темпы роста легкой индустрии постоянно сокращались, а начиная с прошлого года
стали отрицательными.
✔ Неоднозначная ситуация складывается в черной металлургии. Снижение темпов роста (с 8,9% в 2003 году до 5% в прошлом году) здесь сопровождается увеличением инвестиций в основной капитал.
✔ Лидером по темпам роста — 7,4% в прошлом году стала нефтеперерабатывающая индустрия. По всей вероятности, подорожание бензина, вызвавшее столько отрицательных эмоций у граждан, сыграло на руку производителям топлива.
✔ Неплохо закончила прошлый год угольная промышленность. Снижение потребления металлургическими компаниями угольщики с успехом компенсировали экспортными поставками нашим юго-восточным соседям. Хорошую динамику показала химическая индустрия. Основным фактором развития здесь также стал экспорт. По сравнению с 2003 г. поставки за рубеж химической промышленности увеличились на 9,9% (в основном за счет минеральных удобрений).
✔ В прошлом году продолжалось замедление нефтедобычи. Многие эксперты объясняют этот парадоксальный на фоне удивительно благоприятной внешней
конъюнктуры факт большими политическими рисками и снижением разведанных запасов природных ресурсов.
✔ А вот объяснить сокращение темпов прироста производства в газовой промышленности чуть ли не в 2 раза (так в 2003 г. прирост добычи природного газа составил 3,4%, а в 2004 г. всего 1,9%) разумными причинами невозможно. Отличная конъюнктура мировых цен, крутейшая политическая «крыша» и… такой
слабый результат. Некоторые независимые эксперты даже высказывают мнение, что газовый гигант испытывает серьезные финансовые затруднения и поглощение «Юганскнефтегаза» проводится для решения этих проблем. Во всяком случае, надеяться на то, что «Газпром» выступит в ближайшее время в роли флагмана экономики и потянет за собой другие отрасли, не стоит.
✔ Но самые большие опасения вызывает машиностроение, которое от стагнации первого полугодия перешло к падению во втором. Однако в отчетах Росстата, где объединяются показатели по машиностроению и металлообработке, ситуация выглядит более пристойно (см. табл.).
Кто виноват
Ухудшение экономической динамики, по мнению аналитиков Департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ, произошло в результате увеличения издержек производства. Причину этого они видят в значительном увеличении цен производителей, а также высокой конкуренции со стороны импортных товаров. Определенную роль здесь могло сыграть укрепление рубля, которое обычно приводит к снижению конкурентоспособности экспорта и росту импорта в страну. На текущий год Минэкономразвития дает более скромный прогноз роста промышленного производства — на уровне 5,5%. Однако некоторые независимые аналитики, например ИГ «АТОН», полагают, что в этом году рост промпроизводства составит не более 5,1%. Глава Минэкономразвития, выступая на прошлой неделе перед сенаторами, отметил, что для улучшения динамики промпроизводства нужно увеличить долю отраслей с показателями роста более 7% с одной трети минимум до 50%. По его мнению, это, безусловно, даст толчок развитию экономики.
Главными факторами экономической стагнации в России Герман Греф считает низкий уровень доверия между бизнесом и властью, а также медлительность при проведении реформ. Известный экономист, президент ГУ—ВШЭ Александр Шохин также не видит адекватных действий властей, которые вселили бы в бизнес уверенность в стабильности экономической и политической ситуации в нашей стране. Другую причину осложнения отношений предпринимателей и государства Александр Шохин видит в ретроактивном методе начисления налогов, который власть широко использует в последнее время. Суть его заключается в том, что налоги с крупных компаний собираются по новым правилам, но за старые грехи. Для ускорения темпов экономического роста, по
мнению Шохина, государству нужно также выработать четкую позицию по ряду крупных проектов, на реализацию которых потребуются значительные средства, в частности нефтепровод на северо-запад.
Кроме того, известный экономист считает, что для достижения высоких темпов роста Россия должна активнее использовать другие виды энергоносителей, например водород или гелий, по запасам которого наша страна занимает лидирующее место в мире.
Тем не менее инвестиции идут
Парадоксальность ситуации, которая сложилась в экономике страны, заключа-
ется в том, что одновременно с замедлением роста промпроизводства инвестиции в основной капитал в прошлом году выросли на 11% по сравнению с 2003 г. Другое дело, что структура этих инвестиций весьма «уродлива». Понятно, что рост инвестиций в основной капитал должен в перспективе привести к улучшению динамики промпроизводства. Следует отметить, что и некоторые другие макроэкономические показатели также создают предпосылки для развития
производства. Так, реальные денежные доходы населения по итогам прошлого года вы- росли на 10,8%, а вслед за ними увеличился розничный товарооборот — 12,1%. К числу положительных тенденций нужно также отнести тот факт, что рост инвестиций происходил на фоне относительно стабильных процентных ставок: номинальные ставки стабилизировались на уровне 11,5—12 годовых. По мнению независимых экспертов, для благоприятной динамики инвестиций было несколько причин. Несмотря на заявления многих предпринимателей о туманности намерений правительства в сфере собственности, к концу прошлого года ситуация прояснилась. Государство явно стремится к контролю над нефтегазовым комплексом и попутно взять «компенсацию» с олигархов, которые получили за бесценок громадные государственные предприятия. При этом оно декларирует намерение не вмешиваться в деятельность высокотехнологичных отраслей, предприятия потребительского сектора, средний и малый бизнес. Пока, к сожалению, только на словах. Росту инвестиций в отечественную экономику в прошлом году способствовали и чисто экономические причины. В стране накопились большие суммы свободных денег. Ориентированные на экспорт отрасли получили громадные суммы за счет очень благоприятной конъюнктуры мирового рынка. Те компании, которые надеются на благожелательное отношение властей, активно вкладывали эти средства в модернизацию своего производства, а также диверсификацию бизнеса. Кроме позитивной динамики отечественных инвестиций, определенный повод для оптимизма дает повышение Международным агентством Standard&Poor's долгосрочного кредитного рейтинга РФ. Таким образом, основа тельность причин для оживления инвестиций не вызывает сомнений. А значит, есть уверенность, что нынешний год как минимум будет для нашей экономики не хуже прошедшего. Другой вопрос — приведет ли рост инвестиций в основной капитал к новому экономическому подъему? Предпосылки для экономического роста есть. А станут ли они реальностью, зависит не только от чиновников, но и от активной позиции всех людей, которые «делают» экономику, — предпринимателей, работников, покупателей товаров и услуг. Ситуация с пенсионерами — наглядный тому пример.