Решением Верховного суда РФ от 12.07.2011 № ГКПИ11-594 признана недействующей норма Инструктивно-методических указаний Минприроды России о том, что понижающий коэффициент 0,3 к размеру платы за загрязнение окружающей среды могут использовать только те организации, которые размещают отходы на принадлежащих им территориях.
Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия (далее — плата) регламентируется двумя постановлениями Правительства РФ:
- от 28.08.92 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее — постановление № 632);
- от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее — постановление № 344).
Первый документ предусматривает дифференцированный подход к установлению платы, а второй, в частности, устанавливает понижающий коэффициент 0,3 для предприятий, которые размещают отходы на специализированных оборудованных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Вместе с тем существуют Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (разработаны Минприроды России и согласованы с Минфином России и Минэкономразвития России в январе 1993 г., далее — инструкция). Согласно этому документу право пользоваться понижающим коэффициентом есть только у тех организаций, которые размещают отходы на принадлежащей им территории. То есть в инструкции установлено дополнительное условие, связанное с принадлежностью территории, противоречащее постановлению № 344.
Это обстоятельство стало поводом для ЗАО «Обогатительная фабрика „Распадская“» обратиться в Верховный суд РФ с иском о признании недействующим п. 4.6 приложения 1 к инструкции. Стоит подчеркнуть, что это не первый случай, когда представители бизнеса оспаривают некорректные положения инструкции. Предыдущий вердикт о признании недействующей одной из ее норм ВС РФ вынес в 2007 г. (решение от 13.11.2007 № ГКПИ07-1000).
Аргументы заявителя
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 1 ст. 16) и что порядок исчисления и взимания такой платы устанавливает Правительство РФ (п. 3 ст. 16). Правительство постановлением № 344 ввело коэффициент места размещения 0,3, позволяющий понижать размеры платы только тем природопользователям, которые размещают отходы на специализированных оборудованных полигонах в пределах промышленной зоны объекта размещения отходов. Тот факт, что дополнительные условия, связанные с принадлежностью территории, на которой размещаются отходы, введены Минприроды России, не имеющим полномочий на установление таких условий, нарушает права юридических лиц.
Кроме того, приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 утверждена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок заполнения и представления этой формы.
Так, при заполнении раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления» названной формы указывается коэффициент места расположения объекта размещения отходов (0,3 — при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия). Указание на принадлежность территории, на которой размещаются отходы, плательщику в данной форме отсутствует, что также свидетельствует о неправомерности дополнительных условий при расчете платы.
Позицию общества поддержали представители прокуратуры и Минюста России.
Возражения чиновников
Выступая в суде, представители Минприроды России утверждали, что оспариваемая инструкция издана в пределах компетенции ведомства. Да, названное министерство не вправе устанавливать дополнительные коэффициенты, но может конкретизировать порядок применения базовых нормативов платы, а также коэффициентов, учитывающих экологические факторы и индексацию платы в связи с изменением уровня цен, установленных правительством.
Спорная инструкция зарегистрирована в Минюсте России 24 марта 1993 г. На тот момент действовал Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», который возлагал полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров на Правительство РФ. На основании этого закона правительство приняло постановление № 632, в частности поручив Минприроды России разработать по согласованию с Минэкономики России и Минфином России и утвердить инструктивно-методические документы по взиманию платы и перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет таких платежей (п. 6 постановления № 632). То есть у ведомства были полномочия на установление оспариваемой нормы.
Чиновники привели еще один аргумент. Правительство, указав в постановлении № 344, что коэффициент 0,3 могут использовать предприятия, которые размещают отходы на специализированных оборудованных полигонах в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, фактически установило коэффициент места размещения отходов. В инструкции лишь конкретизировано его применение.
Этот аргумент не выдерживает критики: инструкция издана в 1993 г., а постановление № 344 — в 2003-м. Получается, норму конкретизировали раньше, чем утвердили.
Внимание: недействующая норма
Пункт 4.6 приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утверждены Минприроды России 26.01.93)
4.6. При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.