Минтранс России подготовил новый вариант законопроекта «О гарантировании исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров», направленный на создание гарантийного фонда для оплаты перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний. Документ направлен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства, а также в авиакомпании.
Минтранс еще в 2010 г. выступил с инициативой создания своеобразной «подушки страховой безопасности» для авиаперевозок после громких банкротств нескольких авиакомпаний — «КрасЭйр», «Домодедовских авиалиний», «Дальавиа», «КД авиа», «Заполярья», «Амурских авиалиний», заложниками которых оказались тысячи пассажиров. Тогда все пассажиры проблемных компаний перевозились за счет федерального бюджета. Но если в 2010 г. на эти цели было выделено 5 млрд руб., то в 2011 г. — лишь 300 млн руб., а в последующие годы государственное субсидирование и вовсе будет отменено.
Вот и решил глава Минтранса Игорь Левитин создать ведомственную «подушку безопасности», призвав авиакомпании скинуться в специальный фонд. По замыслу Минтранса, за три года с 2012 г. они должны собрать от 3 до 5 млрд руб. Размер взносов определялся от пассажирооборота на регулярных рейсах. Для решения этой задачи намечалось создать некоммерческую организацию, которая бы управляла фондом.
Однако крупнейшие авиаперевозчики отказались скинуться в этот фонд. И первой выступила против инициативы Минтранса самая крупная и самая крепкая в финансовом отношении компания — «Аэрофлот».
«Аэрофлот» предпочитает страхование риска ответственности, заявил тогда журналистам гендиректор компании Виталий Савельев. С тех пор позиция не поменялась.
По новому варианту законопроекта специальный авиационный фонд начнет работать не в 2012 г., как планировалось ранее, а в 2013-м. И теперь управлять фондом будет новая госструктура в лице федерального агентства. Наполняться он, как и задумывалось, будет за счет участников рынка, размеры взносов привязаны к пассажиро-километрам. Правда, в документе отмечается, что источником наполнения фонда станет увеличение стоимости билетов на авиарейсы всего на 30 руб. В 2010 г. российские авиакомпании перевезли 57 млн пассажиров. Умножаем 30 руб. на это число и получаем 1,7 млрд руб. Что и требуется Минтрансу, чтобы в 2013 г. появился фонд. Как говорится, и волки сыты, в смысле государству не надо раскошеливаться из бюджета на эту сумму, и овцы целы, поскольку авиакомпаниям не придется отстегивать в фонд ни копейки из своей прибыли. И мелкие авиаперевозчики из зоны риска могут спокойно банкротиться, поскольку фонд их подстрахует.