Россия вслед за многими странами мира увеличивает государственный долг для покрытия дефицита бюджета. Эксперты отмечают, что в результате роста государственных заимствований соотношение между госдолгом и ВВП увеличится до 17%, не превысив при этом так называемого порогового значения (25%), за которым начинаются неконтролируемые риски. Однако в случае второй волны кризиса и падения цен на нефть до 50 долл. за баррель, долговая нагрузка подойдет к опасной черте.
До недавних пор российский Минфин с правом гордился скромными размерами государственных заимствований. Госдолг Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2011 г. равнялся 4,6 трлн руб. (в том числе внутренний — 3,6 трлн руб., внешний — 36,8 млрд долл.), а соотношение между ним и ВВП составляло 9,3%.
Но похудевший за время кризиса федеральный бюджет и необходимость финансирования социальных расходов накануне выборов подтолкнули правительство к решению больше брать взаймы предстоящие три года. В четверг кабинет министров одобрил Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2012—2014 гг., предполагающие государственные внутренние заимствования на общую сумму 6333,7 млрд руб. (1977,9 млрд руб. — в 2012 г., 2082,2 млрд руб. — в 2013 г. и 2273,6 млрд руб. — в 2014 г.).
Таким образом, учитывая уже набранные ранее суммы, объем государственного долга к 2014 г. вырастет до 12 трлн руб., или 17% ВВП.
Основным каналом госзаимствований станет выпуск государственных ценных бумаг, который последнее время демонстрировал устойчивый рост. На рынок облигаций федерального займа (ОФЗ) сегодня приходится 37% всего долгового рынка России (включая корпоративные бумаги). При этом только за 2009—2011 гг. объем рынка ОФЗ увеличился с 1,1 трлн руб. до 2,5 трлн руб., то есть более чем в два раза.
Однако дальнейшее наращивание объемов продаж ОФЗ, отмечают эксперты, невозможно без развития инфраструктуры фондового рынка.
В настоящее время облигации федерального займа обращаются в секции государственных ценных бумаг (ГЦБ) ММВБ, а корпоративные ценные бумаги торгуются на фондовой площадке ММВБ. С 1 января 2012 г. в соответствии с принятыми поправками в Закон «О рынке ценных бумаг» указанное ограничение будет снято, и ОФЗ смогут обращаться как на ММВБ, так и на других фондовых биржах вместе с корпоративными ценными бумагами.
Объединение торговли корпоративными и государственными облигациями на фондовой бирже будет способствовать росту торговой активности и расширению круга инвесторов. Сосредоточение торгов на одной площадке позволит более не разделять ликвидность, что упростит доступ инвесторов к активам без временных лагов и дополнительных издержек.
Еще один барьер на пути увеличения рынка ОФЗ будет снят за счет создания центрального депозитария. Сейчас в России более 40 организаций удостоверяют права собственности на ценные бумаги, что нетипично для большинства стран, имеющих институт центрального депозитария — организации, наделенной эксклюзивным правом удостоверять права собственности на ценные бумаги в общенациональном масштабе. Многие иностранные частные и государственные инвестиционные фонды сегодня из-за требований регуляторов просто не имеют возможности инвестировать на рынках государств, где отсутствует институт централизованного учета прав на ценные бумаги.
Явным препятствием расширению рынка ОФЗ служит высокая волатильность российского долгового рынка. За последние три года средняя доходность отечественных государственных облигаций составила 8,53% при стандартном отклонении 1,37%. За тот же период средняя доходность казначейских облигаций США равнялась 3,23%, но стандартное отклонение — всего лишь 0,40%.
Правда, с февраля нынешнего года на РТС, а с марта и на ММВБ запущена торговля фьючерсными контрактами на корзину ОФЗ, позволяющими инвесторам хеджировать процентные риски, связанные с вложениями в госбумаги.
Глава Минфина Алексей Кудрин полагает, что показатель долговой устойчивости Российской Федерации, учитывая особенности российской экономики, должен находиться ниже 25%. Так что формально предлагаемое финансовым ведомством увеличение государственных заимствований не пробьет уровень порогового показателя.
Цифры государственного долга не опасны, полагает помощник президента страны Аркадий Дворкович, добавляя, «если нормально собирать налоги и выполнять программу приватизации».
Финансирование дефицита бюджета за счет государственных заимствований называет распространенной практикой, типичной для многих стран мира при преодолении экономических трудностей, академик РАЕН, заведующий кафедрой финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Слепов.
Вместе с тем нетрудно догадаться, что основным фактором риска, способным поколебать устойчивость российской долговой системы, являются цены на нефть, а точнее, их снижение в результате ухудшения глобальной макроэкономической ситуации.
Стресс-тестирование, которое провел наш Минфин во время разработки Основных направлений долговой политики, показало, что откат нефтяных цен приблизительно на уровень 50 долл. за баррель приведет к увеличению соотношения госдолга к ВВП до критического уровня. В результате Россия может вернуться в ситуацию 2004 г., когда наша страна еще не имела суверенных кредитных рейтингов инвестиционной категории от трех ведущих международных рейтинговых агентств.