Высший арбитражный суд в некоторых случаях выступает как первая инстанция. В частности, по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Решение от 14.07.2011 № ВАС-5591/11 им было принято как раз по такому обращению: оспорен п. 141 Административного регламента налоговой службы. В нем закреплена обязанность инспекторов проставлять штамп о приеме декларации на экземпляре налогоплательщика. В суд заявителя привел отказ инспектора от совершения этого действия по причине неоднозначной трактовки указанного пункта.
Пусто место для штампа
Предыстория спора такова.
Предприниматель отправил декларацию в налоговый орган по почте. Пока «ходит почта», бизнесмен наведался в инспекцию со своим экземпляром декларации, для того чтобы инспектор проставил на ней штамп «Принята» и поставил дату. Для чего в данном случае предпринимателю необходима была копия декларации с отметкой налогового органа о принятии — история умалчивает. В принципе налоговые декларации (по различным налогам) с таким штампом могут понадобиться и для оформления кредита в банке, и для подтверждения права на применение пониженного тарифа по страховым взносам (см. письмо ФСС России от 01.12.2010 № 02-03-10/08-12891) и в некоторых других случаях.
Но в проставлении штампа предпринимателю было отказано. Причиной послужило то, что, по мнению территориального налогового органа по месту постановки предпринимателя на учет, обязанность ставить печать и дату приема на декларации у инспектора возникает только тогда, когда отчет представлен на бумаге лично или через представителя. Если же она отправлена почтой — такой обязанности у налогового органа нет. Эту точку зрения поддержало УФНС по г. Москве, куда предприниматель обратился с жалобой, — отказ признали правомерным.
Однако предприниматель был уверен в том, что налоговые органы нарушили п. 4 ст. 80 НК РФ и п. 141 Административного регламента ФНС России (утвержденного приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н). В первом сказано, что налоговую декларацию можно сдать не только лично, но и направить по почте или ТКС. При этом по просьбе плательщика налоговики обязаны проставить отметку о принятии и соответствующую дату на его копии отчета. Во втором дублируется положение НК РФ об отметке на экземпляре налогоплательщика.
Только ВАС и ждали
Путь, по которому пошел бизнесмен, чтобы добиться от налоговиков исполнения обязанностей, оказался существенно короче, чем оспаривание в суде действий (бездействия) должностных лиц с непонятными шансами на успех. Он обратился в ВАС РФ с заявлением о признании нормы, на основании которой инспекторы отказали в проставлении штампа, не соответствующей Налоговому кодексу и соответственно недействующей.
Определением ВАС РФ от 21.04.2011 № ВАС-5591/11 заявление приняли к производству, а уже 12.07.2011 состоялось заседание и была объявлена резолютивная часть решения:
1:0 в пользу налогоплательщиков.
Обоснование простое.
Во-первых, Налоговый кодекс РФ обязывает инспекцию проставить на копии налоговой декларации отметку о ее получении вне зависимости от способа доставки такой декларации — либо лично или через представителя, либо почтовым отправлением.
Во-вторых, само по себе отсутствие в Регламенте специального указания на возможность проставления упомянутого штампа на копии отчета, оригинал которого направлен почтой, не означает, что налогоплательщик лишен права получить такую отметку. Поэтому отказ ИФНС противоречит упомянутой норме НК РФ.
Учитывая эти доводы, суд посчитал, что подход налоговиков нарушает принцип равного положения всех плательщиков перед законом.
У налоговых органов свой смысл
Процитируем вывод суда: «Признать пункт 141 Административного регламента Федеральной налоговой службы не соответствующим Налоговому кодексу и недействующим в той мере, в которой содержащееся в нем положение — по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, — препятствует проставлению на копии налоговой декларации отметки о принятии налоговой декларации и дате ее получения».
В приведенной формулировке резолютивной части нас заинтересовала фраза «по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами». Надеемся, что она привлекла не только наше внимание. И о ней будут помнить при подготовке ведомственных актов, с тем чтобы не допускать даже возможности двоякого толкования того или иного положения.
Административный регламент для налоговых органов — это своего рода гибрид должностной инструкции и правил внутреннего трудового распорядка. Однако он разработан в первую очередь для повышения качества исполнения ФНС России возложенной на нее государственной функции. А также для того, чтобы создать комфортные условия для тех, кто обращается в налоговые органы. Это не мы придумали — это написано в п. 1 действующего документа и проекта нового Регламента, который размещен на сайте Минфина России (подробнее о проекте см. блок «Важно»). Остается только надеяться, что этот лейтмотив будет выдержан в новоиспеченном документе до последнего предложения.
5 августа на сайте Минфина России (www.minfin.ru) опубликован проект приказа об утверждении нового Административного регламента Федеральной налоговой службы. Положение о проставлении отметки на декларации никаких изменений не претерпело, отличие заключается только в нумерации пункта (в проекте этому посвящен п. 164 Регламента).
Так как документ на данный момент имеет статус ПРОЕКТА, надежда на внесение в него корректив в спорной части есть. Экспертные заключения ведомство принимает до 15 августа. Надеемся, что спорное положение будет изменено с учетом решения ВАС РФ.
Отметим, что в отличие от действующего документа в проекте более подробно проработаны вопросы, связанные с досудебным (внесудебным) обжалованием актов ненормативного характера и действий или бездействия налогового органа (должностного лица налогового органа), предоставляющего государственную услугу.
Введены новые разделы, в частности, в нем появились:
- исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
К числу административных процедур добавлены еще две по индивидуальному информированию налогоплательщиков: об исполнении ими обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, налоговых санкций) и на основании обращений и запросов, переданных в электронном виде с ЭЦП по ТКС.
Недействующая норма
Пункт 141 приказа Минфина России
от 18.01.2008 № 9н
«Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения».
«При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктами 136 и 138 настоящего Административного регламента, на титульном листе принятой налоговой декларации (расчета) должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, проставляет отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема с оттиском штампа „Принята“».
«По просьбе налогоплательщика (его представителя) на представленной им копии налоговой декларации (расчета) проставляются отметка о принятии налоговой декларации (расчета) и дата приема».