«Бизнес под контролем» — под таким названием была опубликована статья(«ЭЖ» № 36, рубрика «Оптимизация ресурсов») о построении на ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов» системы контроллинга. В ней говорилось, что сегодня нет однозначного определения контроллинга, но многие эксперты и специалисты-практики сходятся в одном: он не сводится только к контролю, а предполагает еще информационно-аналитическую и методическую поддержку всех основных функций менеджмента (планирование, учет, контроль, анализ и принятие решений). Система оперативного контроллинга на КЗК ориентирована на достижение краткосрочных целей предприятия и контролирует рентабельность, ликвидность, производительность и прибыль, а также оптимизирует соотношение «затраты — прибыль». Статья нашла отклик у наших читателей. Поэтому публикуем вопрос читателя, ответ одного из авторов и мнение эксперта.
Сегодня нет ни однозначного определения контроллинга, ни общепринятой его концепции. Поэтому базовой была выбрана концепция, нацеленная на координацию планирования, контроля и информационного обеспечения деятельности. Так как проблемы могут возникнуть внутри всех и между всеми под системами управления, то предполагалось впоследствии расширить ее до концепции общей управленческой системы. При этом функция контроллинга определяется как координация всей системы управления для обеспечения целенаправленного руководства предприятием.
Под системой контроллинга понимается совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, представляемых в виде подмножества всего множества организационных операций, которые реализуют замкнутый контур управления предприятием. Другими словами, организационные мероприятия контроллинга управляют всем множеством организационных операций.
Использование в статье термина «автоматизированная система» подчеркивало, что система реализована в виде прикладного программного обеспечения, а «оперативного контроллинга» — что она ориентирована на поддержку управленческих решений по достижению главной цели предприятия от 1 года до 3-х лет.
Одним из ее компонентов является бухучет. Но данные сначала в режиме реального времени проходят последовательно несколько контуров системы (наблюдение, моделирование и регулирование). Затем совершается само действие, и только после этого результат отражается в бухучете в виде факта, а оттуда потом берется для анализа. Это расшифровывает термины «оценка в режиме реального времени» и «следящая система».
Необходимо также отметить, что контроллинг можно в некотором смысле уподобить принципу «открытая архитектура». В качестве «встраиваемых элементов»могут быть механизмы, инструменты менеджмента, с помощью которых предприятие управляет достижением своих целей и осуществляет координацию деятельности.
Построение системы контроллинга на ОАО «ПО«Красноярский завод комбайнов» поэтапно велось на платформе «1С: Предприятие 7.7». При этом сознательно не делали попыток укладывания предприятия в прокрустово ложе определенного стандарта (ERP,CSRP и пр.). Это связано с не всегда оправданными затратами времени, средств и с не всегда полным соответствием отечественным реалиям. Как следствие, риск неуспеха существенно велик. Можно по пальцам пересчитать предприятия, которые добились хоть каких-то успехов, причем соотношение цены успеха и реальной отдачи далеко не оптимально.
Определяющим при построении системы контроллинга на КЗК стал тезис: «Не разрушая уже используемых и хорошо себя зарекомендовавших методов и инструментов, дополнить их необходимыми механизмами, оптимально отвечающими потребностям менеджмента в рамках единого методологического и информационного пространства». Такой подход позволил в сжатые сроки получить реальную отдачу при относительно небольших затратах.
Таким образом, система контроллинга на КЗК состоит из совокупности различных методов и инструментов, предназначенных для решения менеджерами всех уровней задач управления предприятием с учетом в полной мере его специфики.
Прочитав статью («ЭЖ» № 36) о построении на ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов» (КЗК) системы контроллинга, хочу поделиться своими соображениями и задать авторам вопросы. Наиболее удачным считаю определение: «Контроллинг — это комплексная система, объединяющая управленческий учет, планирование, разработку бюджетов, а также анализ и контроль отклонений фактических результатов деятельности от плановых, поддержку принятия оптимальных управленческих решений». Осталось непонятно, что авторы подразумевают под «автоматизированной системой оперативного контроллинга», какова архитектура системы и какие использовались программные средства? И еще: что все-таки понимается под «оценкой в режиме реального времени»? Судя по описанию, разработана программа, которая собирает данные из различных информационных систем и приложений и формирует отчеты с определенной периодичностью, зависящей от частоты передачи данных. Система даже названа «следящей», но фактические данные передаются в нее из системы бухгалтерского учета. На мой взгляд, при таком подходе создается временное решение по формированию отчетов для анализа и не решается задача создания интегрированной системы управления предприятием. Более последовательный и комплексный подход к созданию системы контроллинга состоит в построении системы управления предприятием на базе ERP-систем. В них существует также модуль «Управление проектами», который предназначен для решения задач, перечисленных авторами. На стадии планирования составляются сметы в разрезе элементов затрат и объектов затрат. Далее осуществляется оперативное управление проектом с отражением фактов хозяйственной деятельности в ERP-системе в режиме реального времени. При этом можно контролировать затраты в соответствии со сметами проекта и одновременно отражать фактические данные в системе финансового учета. Поэтому я считаю, что лучше сразу ориентироваться на выбор интегрированных решений на базе ERP-систем, а не создавать временные решения, которые потребуют замены в будущем.
Т. Бронникова, компания TopS Business Integrator