[–] Расходы на рацион питания экипажей морских судов и расходы в виде портовых (навигационных, корабельных и лоцманских) сборов учитываются для целей определения налоговой базы по ЕСХН только с 1 января 2009 г.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2011 по делу № А05-3032/2010)
В ходе выездной налоговой проверки инспекция признала неправомерным включение колхозом в 2006—2008 гг. в состав расходов, уменьшающих базу, облагаемую единым сельскохозяйственным налогом :
— стоимости рациона питания экипажей морских судов в пределах норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 № 861;
— портовых сборов (навигационного, корабельного и лоцманского).
Инспекция считает, что в п. 2 ст. 346.5 НК РФ приведен закрытый перечень расходов, на которые плательщики ЕСХН вправе уменьшить полученные доходы. В норме названного пункта в редакции, действовавшей в 2006—2008 гг., рацион питания экипажей морских судов, портовые, лоцманские и иные аналогичные услуги не поименованы, следовательно, они не могут учитываться при исчислении ЕСХН.
Суды всех инстанций подтвердили законность и обоснованность решения инспекции. При вынесении решений суды исходили из следующего.
При определении объекта налогообложения по ЕСХН налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы. Таким образом, при исчислении ЕСХН доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, могут быть уменьшены только на расходы, перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Нормы главы 25 НК РФ, регулирующей порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, применяются лишь в части понятий обоснованности и документальной подтвержденности расходов, сформулированных в п. 1 ст. 252 НК РФ. Названные понятия используются при проверке соответствия понесенных плательщиком единого сельскохозяйственного налога расходов, входящих в перечень, приведенный в п. 2 ст. 346.5 НК РФ, критериям обоснованности и документальной подтвержденности.
Перечень расходов, которые в целях реализации положений главы 26.1 НК РФ могут быть приняты в состав расходов, уменьшающих доходы, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
В пункте 2 ст. 346.5 НК РФ в редакции, действовавшей в 2006—2008 гг., расходы на рацион питания экипажей морских судов и расходы в виде портовых (навигационных, корабельных и лоцманских) сборах не упомянуты.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ в п. 2 ст. 346.5 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми плательщики ЕСХН получили право при исчислении налоговой базы учитывать как расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов в пределах норм, утвержденных Правительством РФ (подп. 22.1 п. 2), так и суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы (подп. 43 п. 2). Нормы, содержащиеся в новых подп. 22.1 и 43 п. 2 ст. 346.4 НК РФ, вступили в силу с 1 января 2009 г. Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ не содержит указания на то, что внесенные им дополнения в п. 2 ст. 346.5 НК РФ распространяются на отношения, возникшие в предыдущие периоды.
Следовательно, только с 1 января 2009 г. расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов, а также расходы в виде портовых сборов, на услуги лоцмана и иные аналогичные услуги плательщики ЕСХН могут учитывать при определении объекта налогообложения.
Довод колхоза о том, что до указанной даты расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов могли учитываться в составе расходов на оплату труда в силу п. 4 ст. 255 и подп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, а суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы — в составе материальных расходов , судами отклонен.
Согласно норме п. 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов. Однако в ст. 60 Кодекса торгового мореплавания и п. 4 ст. 28 Кодекса внутреннего водного транспорта указано лишь на обязанность судовладельца обеспечить бесперебойное снабжение продовольствием и водой членов экипажа судна. Условия о бесплатном предоставлении членам экипажей судна питания и продуктов названные нормативные акты не содержат. А суммы портовых, аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы отнесены в главе 25 НК РФ не к материальным, а к прочим расходам (подп. 4 п. 1 ст. 264 НК РФ).
[+] Субсидии, полученные сельскохозяйственным кооперативом в 2008 г. из областного бюджета, являются целевыми бюджетными поступлениями и в силу прямого указания закона не учитываются при определении налогооблагаемой базы по ЕСХН
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2011 по делу № А70-9287/2010)
По результатам налоговой проверки налогоплательщик — сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) был привлечен к ответственности за неполную уплату ЕСХН. Основанием для доначисления налога послужил вывод налоговой инспекции о неправомерном невключении в налогооблагаемую базу по ЕСХН суммы субсидии, полученной из бюджета области в 2008 г. на модернизацию сушильно-сортировального комплекса.
СПК обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований СПК отказал. Постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Кассация решение апелляционного суда оставила в силе по следующим основаниям.
Выплата субсидии осуществлялась из областного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Законом Тюменской области от 28.12.2004 № 305
«О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» в рамках национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» для покрытия расходов, связанных с приобретением оборудования и проведением строительно-монтажных работ по модернизации сушильно-сорти-
ровального комплекса.
Суд апелляционной инстанции обоснованно применил нормы налогового и бюджетного законодательства, а именно п. 1 ст. 346.5 НК РФ, в соответствии с которым организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, при определении налоговой базы не учитывают доходы, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ (в действующей на тот момент редакции).
К ним относятся целевые поступления из бюджета, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Таким образом, вывод апелляционного суда о том, что полученные налогоплательщиком субсидии правомерно не учтены им при определении налоговой базы по ЕСХН, является законным и обоснованным.